День за днем

Арт-неделя за минуту

Встретимся за поворотом

Каким был Минск 70-летней давности, как строился после войны? О чем говорят глаза незнакомки в красном, бросающей вызов серой советской скромности? Что видели белорусские художники ХХ века из окон своих мастерских?

История города — на картинах. В арт-гостиной «Высокое место» проходит выставка живописи и графики «Минск. Город и люди». Все работы, а их более 60, из частного собрания Инны и Александра Радаевых.

Атмосфера такая, будто гуляешь по улицам прошлого. На линогравюре Семена Герусса давно исчезнувшее кафе «Весна», рядом с которым толпятся шикарные дамы в цветастых платьях. Мост в парке имени М. Горького на картине Михаила Чепика деревянный, а на работе Виктора Варламова рядом с цирком еще нет здания строящейся гостиницы. Во дворике у пяти­этаж­ки сушится белье, которое так развевается на ветру, что кажется, будто сейчас вылетит за рамки полотна. Такой увидел одну из улиц города Май Данциг. А Борис Аракчеев шокирует: по площади Свободы в 1960-е годы курсировал трамвай!

Знаковых для белорусского искусства имен много. Тут и Леонид Щемелёв, и Александр Семилетов, и Арлен Кашкуревич, и Владимир Стельмашонок. Они и многие другие мастера напоминают, что, например, проспект Победителей когда-то заканчивался садами, деревенскими домиками.

Самая ранняя работа на выставке — акварель 1920-х годов Меера Аксельрода, родившегося в Молодечно. Во время войны его родные, оставшиеся в оккупации, погибли в еврейском гетто. Теперь работа символично оформлена в золоченую раму, привезенную в 1945-м как трофей из Берлина.

Многие картины пришлось реставрировать, буквально спасать. На обратной стороне одного из минских пейзажей Виталия Цвирко нахожу пару заплаток. А с лицевой стороны, как новая.

Об этой выставке можно говорить много, упоминая сотни историй, но лучше увидеть. И одного раза, скорее всего, будет мало.

Читайте также:  Это по-нашему