АртеФакты

Обогатить сезоном

Большой театр Беларуси

Закулисные тайны, разбитые сердца, шелест платьев и запах булочек из буфета. Минские театры вернулись из отпусков. Какие премьеры готовят для зрителей

Большой театр Беларуси. Классика и… еще раз классика

Что нельзя пропустить в сентябре? Во-первых, новую версию оперы Дж. Пуччини «Богема», выпущенную полгода назад. Во-вторых, исполнение 28 сентября партии Макбета в одноименной опере Дж. Верди премьером московского театра «Новая опера» Борисом Стаценко. В последних числах октября появится долгожданный балет Вячеслава Кузнецова «Анастасия».

— Все артисты репетируют «Анастасию» с удовольствием, я работаю с удовольствием. Соберем все удовольствия вместе и покажем хороший спектакль, — поделился режиссер-постановщик Юрий Троян.

В декабре увидим оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Ею откроют Минский международный Рож­дественский оперный форум. В апреле — оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь», в мае — одноактные оперу «Слово чести» и балет «На постое» на музыку Станислава Монюшко, чье 200-летие общественность отметит в 2019 году, в июне — новую версию балета Евгения Глебова «Альпийская баллада».

Напоминаем, что театр перенес два сентябрьских показа оперы Рихарда Штрауса «Саломея» 

на 18 и 19 октября, а спектакль, объявленный на 14 октября, — на 20 октября. Все ранее приобретенные билеты на «Саломею» действительны.

Новый драматический театр. Такая разная любовь

Премьера «Жанна» откроет 27-й театральный сезон 3 октября, хотя показы спектаклей стартуют уже 17 сентября.

— «Жанна» — это история о бизнес-леди, которая ищет любовь, но вместо нее терпит предательство от молодого инфантильного любовника. Боль, отчаяние и одиночество приводят к желанию мести. Перед зрителями развернется почти античный сюжет в современных реалиях, — рассказал режиссер постановки Сергей Куликовский. — Спектакль создан по пьесе российского драматурга Ярославы Пулинович.

Для маленьких зрителей подготовят музыкальную комедию «Лекарство от жадности». Премьера состоится в преддверии Нового года и детских каникул 16 декабря. Спектакль готовит Светлана Науменко.

На 2019-й запланированы 3 постановки, которые срежиссируют приглашенные профессионалы. Так, молодой и талантливый Дмитрий Богославский поведает истории из жизни пенсионеров по американской пьесе Фредерика Строппеля «Из жизни ископаемых». Главный режиссер витебского драмтеатра имени Я. Коласа Михаил Краснобаев устроит на минской сцене настоящий любовный «Перебор» с интригами и остроумными диалогами. В основе пьеса Херберта Бергера «Еще один Джексон, или Перебор». Появится в репертуаре и белорусская драматургия. Новое произведение Алексея Дударева «Пес Белого острова» обретет сценическую жизнь благодаря Светлане Науменко.

РТБД. Время открытий

Республиканский театр белорусской драматургии уже запустил свой 27-й сезон и объявил его временем открытий. Первая премьера — 10 и 11 октября. Это «Паляванне на сябе» по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Украинский режиссер Стас Жирков поведает историю о том, как человек сам может разрушить свою жизнь. Главный герой Зилов оказывается замурованным в лабиринте собственного сознания, выбраться из которого совсем непросто. Зрителей ожидает много юмора, хотя и заявлено, что спектакль не комедия.

Две премьеры подготовит художественный руководитель театра Александр Гарцуев. В ноябре он представит спектакль «Білет на брэсцкі цягнік» по пьесе современного белорусского драматурга Виталия Королева «Москоу Дримин». В центре внимания окажутся вопросы поиска себя и своего счастья как в родных краях, так и за рубежом.

В начале 2019 года зрителей ждет сатирическая комедия «Мудрамер» по пьесе еще одного белорусского автора Николая Матуковского. По сюжету герой изобретает прибор для измерения степени человеческого интеллекта и называет его дурамер. Но в министерстве не одобряют идею и дают задание создать мудрамер для измерения мудрости. Что из этого получится, увидим на сцене.

Музыкальный театр. Тетя уже приехала!

Музыкальный театр, минскТетка Чарли, точнее бродяга, миляга, романтичный прохиндей Бабс Баберлей, появится на сцене 15 и 16 сентября. Остроумный Musik-фарс «Здрасьте, я тетка Чарли!..» Оскара Фельцмана откроет театральный сезон на улице Мясникова. Кто не успеет посмотреть «Тетку» в сентябре, может купить билет на 20 октября: спектакль станет бенефисом ведущего мастера сцены Александра Осипца. Роль Бабса — подарок артисту к его 45-летию. Комедии Брэндона Томаса «Тетка Чарлея» более 100 лет, по ее мотивам в середине 1970-х создан неувядаемый советский телефильм (у зрителя будет возможность сравнить игру Александра Калягина и Александра Осипца). Musik-фарс представит постановочная группа Музыкального театра в составе режиссера Анны Моторной, дирижера Николая Макаревича, хореографа Оксаны Кимкетовой, художников Андрея Меренкова и Любови Сидельниковой.

Чего еще ждать от Музыкального — в своей репертуарной политике совершенно непредсказуемого театра?

— Кроме Бабса Баберлея выведем на сцену еще одного плута и повесу по имени Фанфан в авантюрном мюзикле «Фанфан-тюльпан». Появится рок-опера «Королева ужей», в основу которой положена народная литовская сказка «Эгле», — рассказывает худрук театра Адам Мурзич. — К зимним каникулам приурочен новый мюзикл «Тайна пиратских сокровищ». Взрослым уже сейчас предлагаем задуматься, как провести новогодний вечер. Лучше с нашими артистами, которые 31 декабря покажут шоу-концерт в стиле советского телевизионного «Голубого огонька».

Купаловский театр. Новаторство

Авангардной постановкой «Сон у купальскую ноч» по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» открыл 99-й театральный сезон главный драматический театр страны. Спектакль поставил российский режиссер Андрей Прикотенко.

Не менее яркие премьеры ожидаются в декабре. Белорусский режиссер Виталий Кравченко поставит пьесу ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Палачи». Ее уже прозвали самой черной комедией жанра: поводом для иронии выступают убийства, преступники, тюремщики и мрак человеческой души.

На Камерной сцене представит свою работу молодой режиссер Дмитрий Тишко. Он готовит спектакль «Урожай» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко.

Порадует новой постановкой и художественный руководитель Купаловского Николай Пинигин. Он расскажет историю о Минске 1918 года, когда в городе царило безвластие и всем заведовали преступники, злодеи, воры. Спектакль создается по роману «Яблочко» Сергея Пясецкого и будет называться «Блатныя і фраеры». Премьера запланирована на апрель 2019-го.

Закроет театральный сезон в июле «Шляхціц Завальня». Пьесу по эпическому произведению Яна Барщевского написал Сергей Ковалев. Постановку о Беларуси готовит Елена Ганум.

Театр кукол. Под знаком юбилея

театр кукол, минскКукольный театр откроет сезон 21 сентября с любимой постановки многих зрителей «Пансион Belvederе» итальянского режиссера Маттео Спьяцци. Для маленьких зрителей 30 сентября устроят праздничный показ спектак­ля «Кот в сапогах» по случаю 70-летия его режиссера заслуженного артиста Беларуси Владимира Грамовича. В октябре отпразднуют 80-летие театра: организуют юбилейный вечер и марафон из лучших взрослых и детских постановок. Порадуют зрителей и премьерами. Для юных театралов подготовят спектакль «Мальчик, который плавал с пираньями» по повести британского писателя Дэвида Алмонда. Фантастическая история обретет сценическую жизнь благодаря главному режиссеру Брестского театра кукол Александру Янушкевичу. Премьера — 22 декабря.

Читайте также:  От рассвета до заката

Театр имени М. Горького. Одна, но пламенная страсть

На классической сцене — эротический трагифарс. Само по себе интригует. Премьера — 21 сентября. Режиссер Валентина Еренькова ставит «Опасные связи» по одноименному роману Шодерло де Лакло, одному из самых известных произведений XVIII века. В роли Виконта де Вальмона любимец женской публики Сергей Чекерес. Екатерина Шатрова сыграет маркизу де Мертей.

Валентина Еренькова — режиссер классической закалки, но стремящийся быть в тренде и делать свои произведения интересными разной публике. Об этом говорит хотя бы то, что над хореографией в спектакле работал известный экспериментатор Евгений Корняг, взять хотя бы его «Интервью с ведьмами».

Но вернемся к «Опасным связям». Несмотря на экспериментальный жанр, это спектакль о вечном. Рассуждения о природе любви приводят героев к тому, что влечение и осознанное чувство совсем не одно и то же, что размениваться на многочисленные романы плохо. Нужно найти своего, одного человека и быть с ним. Но так ли это просто? Главная героиня — женщина, потерявшая любовь, влачащая жалкое существование. У нее нет сил ни для жизни, ни для смерти. Как излечить разбитое сердце? Куда приводят страдания? В постановке нет черных и белых персонажей. В каждом негодяе можно найти достоинства, а в самом честном человеке — слабости.

ТЮЗ. Уроки экологии для малышей

Как привить детям любовь к классической литературе? 18 сентября на этот вопрос ответят премьерой «З нагоды мёрт­вых душ (SOS)» российского режиссера Александра Баркара. Это рассказ для подростков (12-16 лет) по повести «Смерть мерт­вым душам», написанной белорусами Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак. Уникальность спектакля в том, что с юными зрителями говорят на равных, не учат, как жить, а лишь намекают на то, как следует поступать. Персонажи не нуждаются в представлении: это и Чехов, и Пушкин, и Колас. Цель — вызвать интерес, а не навязать мнение.

В конце ноября в ТЮЗе обещают постановку для тех, кто по­младше, но уже умеет читать и писать, — о приключениях Пиноккио на сцене поведает режиссер Виталий Барковский. Однако это не просто пересказ известного сюжета, это спектакль-метафора, причем на со­временное общество, эпоху потребления.

— Действие сказки происходит в XIX веке, но постановка согласуется с современностью. Режиссер поднял вопросы экологии, сохранения животных и растений. Приключения деревянного мальчика остались нетронутыми: он встречает и лису с котом, и девочку с голубыми волосами. Сказочный говорящий дуб, например, выступает одним из главных героев, — рассказала заведующая литературно-драматургической частью ТЮЗа Жанна Лашкевич.

По сюжету жители города забыли о своей истории и хотят выкорчевать дуб, построить на его месте развлекательный комплекс. И тут маленьким зрителям дадут сделать выбор в пользу сказочного дерева или сети магазинчиков и кафе. Но без дуба сказка уже не будет возможной…

— Спектакль интерактивный. Финал зависит от выбора зрителей. Главная мысль постановки: друзья, развлечься всегда успеете, учитесь, тянитесь к знаниям, не забывайте свою историю! — пояснила собеседница.

Еще одна премьера в ТЮЗе состоится 26 октября — это спектакль про Муху-Цокотуху в постановке Анны Козловой. Рассчитан на малышей, поэтому в нем много песен и музыки, ярких, говорящих костюмов. Обещают, что этой постановкой детей будут приучать к театральной культуре в целом: разъяснят, чем театр круче компьютера.

зрители в театре

Молодежный театр. Дорога жизни

В конце осени обещают показать спектакль режиссера Дениса Паршина по дорожной пьесе Дмитрия Богославского «Ничыпар. Сказ о бестаможенных временах и пути далеком, но всегда конечном, как полагается, да и не нами то придумано». Сейчас его активно репетируют. Почему дорожная? В спектакле говорят простым народным языком, да еще с хорошим юмором и толикой мудрости, рассуждают о жизненном пути человека, превратностях судьбы и о тех, кого он встречает по дороге случайно или осознанно.

___________________________________________________

Форум

ТЕАРТ

Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», восьмой по счету, пройдет в Минске с 20 сентября по 16 октября.

Включает две программы: международную и белорусскую. Стран-участниц — 10: Беларусь, Франция, Финляндия, Вьетнам, Литва, Латвия, Польша, Бельгия, Россия и Южная Корея. Представят 19 спектаклей. Планируются 24 показа на 8 площадках Минска. Слоган фестиваля — «Разгерметизация». По словам директора форума Анжелики Крашевской, «ТЕАРТ» для белорусского театра — возможность влиться в мировое пространство, стать его равноправной частью.

Язык искусства не зависит от геолокации. Но, как отметила театральный критик, куратор программы Belarus Open Людмила Громыко, наши драматурги, режиссеры и актеры еще мало известны в мире. И над этим нужно работать.

Наше

Отбор в белорусскую программу проходил в условиях живых презентаций. Лучшими стали спектакли «Рэвізор», «Новая зямля», «С училища», «Человек из Подольска», «Сестры Грайи», «Бетон», «Июль», «Дарожка мая», «Крестовый поход детей», Mann ist mann. Тут и сатира Гоголя в интерпретации Николая Пинигина, и рассуждения о жизни и смерти по Якубу Коласу, и жизнь золотой молодежи, и переосмысление древнегреческих мифов.

Школа

«Школа ТЕАРТа» стартует сего­дня с детских творческих мастерских под девизом: «Слышать. Видеть. Говорить». Учащимся расскажут о теневом театре, дадут уроки перформанса и современного танца. Детей и подростков научат создавать свой театр. Занятия проведут актриса, театральный педагог Елена Штык и актриса, хореограф Ольга Скворцова. Одним из лейтмотивов станет преодоление языковых, национальных и культурных границ.

Парад открытий

Одна из целей форума — формировать у зрителей вкус, показывать что-то революционное, непривычное. Например, постановку «Три сестры» на языке жестов, со­временную интерпретацию традиционного корейского музыкального жанра пхансори в танцевальном спектакле «Даркнесс Пумба».

— «ТЕАРТ» ставит перед собой задачу объединить несколько видов искусства, — считает куратор «Школы ТЕАРТа» Татьяна Артимович.

Организаторами «ТЕАРТа» выступили Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Форум проходит при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь и Минского городского исполнительного комитета.