Экология

Неровно дышим

минск, автомобили

Кто в Минске проводит мониторинг автомобильных выбросов, и что он показывает

Качество воздуха на самых загруженных автомагистралях города (около 87 % загрязнения атмосферы столицы формируется за счет выбросов автотранспорта) отслеживают специалисты Минского городского центра гигиены и эпидемиологии (МГЦГЭ). Лабораторные исследования проводят 1-2 раза в месяц на 40 маршрутных постах.

Заведующая отделением оценки риска отдела гигиены МГЦГЭ Дарья Крупская показывает, где они расположены. Это пересечения улиц Красноармейской — Ульяновской, Притыцкого — Лещинского, Одинцова — Скрипникова, Слободской — Есенина, Брилевской — Чкалова, Кижеватова — Корженевского, Красноармейской — Ульяновской, Я. Лучины — Игуменского тракта. Посты есть на улицах Сурганова, Острошицкой, Руссиянова, Калиновского и еще почти на трех десятках других особо перегруженных транспортом автомагистралях. А на улице Орловской, учитывая ее протяженность и транспортную нагрузку, маршрутных поста сразу два: у домов № 86, корпус 1, и 54Б.

— Исследование качества атмосферного воздуха посредством маршрутных постов организовано также в Центральном детском парке имени М. Горького и парке культуры и отдыха имени Челюскинцев, так как эти излюбленные места отдыха также находятся в окружении загруженных транспортных магистралей, — особо подчеркнула Дарья Крупская.

Сеть постов сформирована таким образом, чтобы контрольные точки не находились рядом со станциями измерения загрязняющих веществ «Белгидромета», а также с сертифицированными лабораториями промышленных предприятий, отслеживающих качество атмосферного воздуха на прилегающих территориях. Это позволяет сделать городскую сеть наблюдений максимально широкой.

Несколько раз в месяц специально оборудованный автомобиль Минского городского центра гигиены и эпидемиологии объезжает все 40 постов и ведет отбор проб воздуха. Перечень химических веществ, подлежащих контролю, сформирован на основании данных о трансформации в атмосфере продуктов сгорания традиционных видов топлива, износа шин, тормозов, деталей двигателя, а также с учетом способности этих веществ оказывать негативное воздействие на организм человека.

— В последние годы средние концентрации загрязняющих веществ не превышают установленных гигиенических нормативов. Однако эпизодически при неблагоприятных для рассеивания загрязняющих веществ метеоусловиях повышенные уровни загрязнения атмосферы на маршрутных постах фиксируются, — говорит Дарья Крупская.

На вопрос, можно ли на основании получаемых данных назвать самые неблагополучные места, собеседница отвечает отрицательно.

— Во-первых, все улицы, на которых расположены маршрутные посты, имеют примерно одинаковую очень высокую транспортную нагрузку, — поясняет Дарья Крупская. — Во-вторых, пробы воздуха берут не единовременно, а в разные дни при различных метеоусловиях, влия­ющих на рассеивание загрязняющих веществ.

Однако в целом, отметила заведующая отделением оценки риска отдела гигиены МГЦГЭ, количество выбросов от мобильных источников в Минске из года в год несколько снижается, несмотря на постоянный прирост числа автомобилей в городе. И это, убеж­дена Дарья Крупская, результат экологических программ и акций, реализуемых в столице, в том числе таких, как Европейская неделя мобильности.

Европейская неделя мобильности проходит в Минске с 16 по 22 сентября и завершится городской экологической акцией «День без автомобиля» (22 сентября).