Образование

Уроки патриотизма

музей школы № 90

Какое историческое открытие сделали учащиеся средней школы № 90, и какова роль краеведческих музеев в воспитании патриотов

СШ № 90. Народный краеведческий музей

Более 30 лет им руководит учитель географии Станислав Холев. Краевед, энтузиаст по натуре, он вырастил не одно поколение учеников, неравнодушных к истории родного Минска.

— В музее пять разделов, посвященных белорусской природе, истории школы, Октябрьского района и Минска, защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны, народному быту Беларуси, туризму и краеведению, — знакомит с экспозицией Станислав Брониславович.

На стендах представлены предметы, найденные во время археологических раскопок, старые фотографии и документы из истории Минска. Богатая коллекция посвящена истории школы. Хранят в музее и память об участниках Минского антифашистского подполья, так как школа построена на месте их конспиративной квартиры. Учащиеся могут увидеть предметы солдатского быта и различные виды оружия. Обустроены в помещении деревенская хата и городская комната, которые отражают быт белорусов XIX — начала XX века. Чего тут только нет: посуда, рушники, одежда, сельскохозяйственные инструменты, швейная машинка, радиоприемник, часы, иконы…

— У нас 1 500 экспонатов разного профиля. Вещи приносили дети, родители, педагоги, что-то находили во время походов и экспедиций, археологических раскопок, в которых принимали участие, — рассказывает Станислав Холев.

По его словам, музей — это центр исследовательской работы. Ученики изучают природу, историю и культуру города и нередко становятся первооткрывателями. Например, они обнаружили руины бывшего дворца князей Немаршанских у реки Лошицы. Сейчас взялись за изучение реки Сеницы.

— Дети охотно включаются в исследовательскую работу, им интересно изучать родной город, узнавать его историю. Считаю, что краеведческая деятельность очень важна для патриотического воспитания школьников. И музей играет огромную роль в этом, выступая культурно-просветительским центром школы. Там проходят не только уроки географии, истории, белорусского языка и литературы, факультативные занятия, но и значимые мероприятия. Так что музей — наша гордость, — подытожил педагог.

Читайте также:  Век учись

СШ № 97. Народный музей «Герои живут рядом»

музей школы № 90Один из старейших школьных музеев столицы. В 1979 году члены патриотического клуба под руководством учителя географии Галины Яцыны начали собирать материалы о боевом и трудовом героизме белорусского народа, и уже в 1980-м открылась первая экспозиция. Сейчас музей располагается в трех залах. В его фонде более 2 000 экспонатов.

Тематические выставки посвящены культуре и быту белорусской деревни на рубеже XIX-XX веков, развитию социал-демократического движения и революции, истории подпольного коммунистического движения, Великой Отечественной войне. Послевоенное развитие страны представлено материалами и документами, отражающими основные этапы становления Октябрьского района Минска. Хранит музей и историю школы.

— До сих пор его фонды пополняются: ветераны передают личные вещи, что-то находим во время поисково-исследовательской работы. Ежегодно организовываем походы по местам боевой славы Борисовщины, где действовала партизанская бригада «Дяди Коли». Ее деятельности мы посвятили отдельную экспозицию. Выставляем в музее и подарки, грамоты, документы, связанные с нашей миротворческой работой, поскольку являемся школой мира, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Данилевич.

Она отмечает, что музей играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Школьники получают новые знания и навыки, учатся ответственности. Одни ребята занимаются учетом экспонатов, другие проводят экскурсии, причем даже на английском языке, третьи организовывают выставки, обновляют экспозиции.

— Музей учит любить свою историю, родину. Сегодня многие сведения искажаются, а мы бережно храним историческую правду, рассказываем о событиях прошлого, героических подвигах наших земляков. Детям важно увидеть конкретные предметы, документы, фотографии, чтобы осознать: все это было на самом деле. Только через передачу знаний и ценностей от поколения к поколению можно воспитать патриотизм, — убеждена Татьяна Данилевич.

Читайте также:  Вполне приемлемо

Гимназия № 35. Этнографический музей «Спадчына»

музей школы № 90Он представляет собой белорусскую деревенскую хату начала XIX столетия. В это сложно поверить, не заглянув туда на экскурсию. За актовым залом — массивная деревянная дверь. Учитель белорусского языка и литературы Наталья Лойко открывает ее, и мы оказываемся в настоящем доме, где стены выложены из бревен, а крыша покрыта то лозовыми прутьями, то гонтом.

— Представили разные виды кладки крыши, которые использовали наши предки в регионах страны, — поясняет Наталья Петровна и приглашает как гостеприимная хозяйка за стол. Не стоять же в холодной комнате, где хранятся сельскохозяйственные инструменты, сено, сани.

Переступаем порог и оказываемся в кухне. Справа — печь-мазанка, слева — бабий кут с посудой и кухонными принадлежностями, а в центре — большой стол с лавами. Представлена коллекция гончарных изделий. В соседней комнате — кровать, покрытая самотканым покрывалом, на стенах — вязаный ковер и иконы, на окнах — белоснежные вышитые занавески. Висит детская колыбель, стоит старинный сундук, на лавах — коллекция предметов прядения и ткачества. Чувствуется, что все сделано с любовью.

— Этот музей мы создали с моим 11 «Г» в 2006 году. Я только устроилась в школу после пединститута, и мне сразу дали класс сложных подростков. Они плохо учились, некоторые ребята стояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Когда познакомилась с ними, поняла, что в душе они все хорошие. Как их направить на правильный путь? Решила приобщить к труду. Среди их родителей нашла соратников, и мы вместе стали пре­образовывать музей, который уже был в школе. Здесь хранились различные экспонаты. Мы же хотели создать белорусский уголок, чтобы привить детям любовь к истории и родному краю, богатой культуре нашего народа. И буквально за четыре месяца на голом энтузиазме создали этот музей. Никто из ребят не подвел, — вспоминает Наталья Лойко.

Читайте также:  С военной выправкой

музей школы № 90Вместе с учениками она ездит в краеведческие экспедиции по Беларуси, где они изучают историю, традиции и культуру, собирают этнографический материал.

— После каждой поездки дополняем экспозицию. У нас в фонде более 300 предметов, — отмечает она. — Вместе с отрядом школьников «Мы — белорусы» занимаемся поисковыми проектами, ведем научно-исследовательскую деятельность по краеведению. Совет учащихся следит за экспонатами, проводит реэкспозиции, экскурсии, культурные мероприятия. Здесь отмечаем народные праздники, устраиваем батлеечные спектакли и театральные инсценировки, конкурсы. Проходят в музее и уроки по белорусскому языку и литературе, истории. Дети всегда с удовольствием приходят сюда, ведь тут они открывают для себя новый мир и узнают, как жили их предки, какими вещами пользовались. Убеждена, музей воспитывает в детях любовь к родной земле, учит бережно относиться к культуре и хранить традиции.