Классики — современники

Мелодии нашей истории

виктор скоробогатов, опера

Профессионал с большой буквы, Виктор Скоробогатов сохранил мальчишеское упрямство, любознательность  и целеустремленность

Виктор Скоробогатов — человек многогранный. В том смысле, что в нем много всего. Газетной полосы не хватит перечислить то, что он уже сделал, каких званий удостоен.

Виктор СкоробогатовСкоробогатов-певец почти три десятилетия удивлял, поражал, обольщал, заставлял трепетать сердца зрителей нашего оперного театра своими Фигаро и Папагено, Жоржем Жермоном и Андреем Болконским… Госпремия БССР была дана за роль Белорецкого в опере Владимира Солтана «Дзікае паляванне караля Стаха».

Скоробогатов-режиссер был удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства за постановку оперы «Фауст» Антония Радзивилла и исполнение в ней партии Мефистофеля. 

Среди учеников Скоробогатова-педагога, профессора БГАМ, — солистка Мариинского театра (Санкт-Петербург) Ирина Гордей, солисты Большого театра Беларуси Юрий Городецкий, Елена Золова, Елена Синявская, Елена Таболич, Алексей Микутель, солисты БГАМТ Маргарита Александрович, Леся Лют и многие другие.

28 лет назад у Виктора Ивановича открылось еще одно дыхание: он создал коллектив «Беларуская капэла». Скоробогатов — художественный руководитель этого крайне необычного подразделения Большого театра Беларуси.

Воистину: мы не стареем. Мы развиваемся.

Представьте: в архиве хранятся никем не востребованные документы. На антресолях или в старом шкафу лежит запыленный объемистый портфель с нотами. А может, это стопка папок, перетянутая бечевкой. Однажды бечевка лопается, рассыпаются бумажки с какими-то крючочками. И несведущие люди выбрасывают папки в мусорный бак. Так навсегда пропадает великая музыка.

Забытая, заброшенная. Оставша­яся только в легендах, потому что никто не знает, где и как ее разыскать. В нашем музыкальном архипелаге полно лакун, заполнить которые взялась «Беларуская капэла» во главе с Виктором Скоробогатовым. Цель — искать произведения белорусской музыки XII-XX веков, исследовать их, а затем опубликовать, исполнить и сделать звуко­запись для потомков.

Капелла — букет из самых разных талантов. Музыканты, солисты-вокалисты, хор, артисты балета работают в Большом театре Беларуси, Белгосфилармонии, других коллективах и в «Беларускай капэле». Фундамент, костяк этого творческого коллектива — ученые, музыковеды Светлана Немогай, Анна Корженевская, Сергей Махов, Игорь Оловников, Евсей Мантволинский. Вместе с Виктором Скоробогатовым — шесть человек, причем трое — профессоры. Их работу можно сравнить с трудом археологов. Копают они не только в Беларуси — у нас, увы, копать особо нечего. Розыски идут в государственных и частных библиотеках и архивах России, Польши, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, США и Италии. Из за­бытья на свет выходят имена, появляются новые мелодии, которым по 100, 200, 300 лет: оперы, кантаты, оратории, балеты, симфонии, камерные сочинения, например «Хваласпевы ў гонар Еўфрасінні Полацкай», «Віленскі сшытак» анонимных авторов. Они по-новому освещают целые периоды истории национального музыкального искусства. Виктор Иванович и его коллектив возвращают белорусам имена, которые до недавних пор даже в энциклопедиях указывались как польские, русские и еще бог весть какие. Показывают место, занимаемое Беларусью в общеевропейском классическом наследии. 

В архиве «Беларускай капэлы» хранятся автографы, фото и ксерокопии первых изданий. В частности, полное собрание произведений Яна Давида Голланда, Осипа Козловского, Яна Тарасевича…

Кстати, о Тарасевиче.

Вот какую историю рассказал Виктор Скоробогатов:

— В 1994 году совершенно случайно мне в руки попал документ, из которого я узнал о существовании белорусского музыканта Яна Тарасевича. Опубликовал о нем заметку в «ЛiМе». Она попалась на глаза сотруднику нашей академии наук, он показал мне письмо: Ивана Тарасевича из уездного города Соколка Гродненской губернии приглашают на работу в Минск.

Виктор Скоробогатов в роли птицелова Папагено
Виктор Скоробогатов в роли птицелова Папагено в опере В.-А. Моцарта «Волшебная флейта». 1987 год

Кто же этот Тарасевич? Стали раскручивать его биографию, которая оказалась просто потрясающей. Тарасевич действительно с Гродненщины. Аристократ. Окончил Петербургскую консерваторию как пианист и композитор. Был настолько талантлив, что его представили ко двору Николая II. Царская дочь Мария, покоренная Яном, познакомила отца с Тарасевичем, он стал придворным музыкантом. В Первую мировую воевал, был ранен, награжден Георгиевским крестом. После подписания Брестского мира Соколка, имение Тарасевича, оказалось на территории Польши. Жил в Соколке — она стала называться Сокулкой, писал музыку. Умер в 1961 году. Всё. Больше ничего не известно.

Но! Позже мы узнали, кто сохранил архив Тарасевича, — Анатоль Черепиньский из Люблина. В годы Второй мировой войны Ян Тарасевич фактически спас Анатоля, позже учил его музыке. В Минске жила его двоюродная сестра, она рассказала брату про «Беларускую капэлу». Связавшись с нами через сестру, Черепиньский безвозмездно передал нам весь архив композитора. 110 оригинальных музыкальных сочинений! Мы их потихоньку издаем. Скрипичные и хоровые сочинения издали все, фортепианные — почти все. По инициативе «Беларускай капэлы» в Варшаве вышел диск: 24 произведения Яна Тарасевича в исполнении артистов Большого театра Беларуси и Белгосфилармонии. Вышла моя книга «Абышоўся без славы… Кампазітар Ян Тарасевіч». В Польше сняли документальный фильм «Забытый композитор Ян Тарасевич». В Сокулке открыли мемориальную доску, назвали его именем улицу, в Белостоке появилась площадь Яна Тарасевича.

Читайте также:  Овсянников без галстука

А ведь когда мы первый раз приехали в Сокулку, даже могилу композитора нашли с трудом — настолько была заброшенной.

Спасенные от забвения ноты — это только начало.

— У нас часто бывает так: я расшифровываю старые записи, а наши редакторы доводят этот материал до состояния, пригодного к исполнению, — поясняет Виктор Иванович. — Рождается концерт либо спектакль. Показываем зрителям. Записываем, пополняем фонды Белорусского радио. Издаем в сборниках. Вот такой многоступенчатый процесс по возвращению старины в культурный оборот.

Концерт «Беларускай капэлы»
Концерт «Беларускай капэлы» в несвижском Фарном костеле. 2018 год

Как литературно-музыкальный редактор (еще одна профессия Виктора Скоробогатова!) он сотрудничает с известнейшим белорусским поэтом и переводчиком Василем Сёмухой.

— Как можно редактировать Сёмуху?

— Объясню. Вот его книга «Званы старое казкі» — переводы стихотворных текстов к вокальным циклам немецких композиторов Шуберта, Шумана, Брамса, Вагнера, Малера. Вместе с Василем Сергеевичем занимались ритмоорганизацией. Грубо говоря, делали так, чтобы можно было спеть Шуберта и Малера по-белорусски.

Виктор Скоробогатов
Виктор Скоробогатов ведет экскурсию на площади Свободы в рамках фестиваля «Классика у ратуши». 2016 год

Скоробогатов находится во многих веках одновременно. По­этому знает, например, что известный художник Наполеон Орда был еще и превосходным композитором. Может рассказать о непростой судьбе мальчика из минского архиерейского хора Коли Ровенского — будущего композитора. Кстати, благодаря Скоробогатову издано полное собрание сочинений Ровенского — все сохранившиеся ноты. На вопрос, откуда такая тяга к персонам прошлого, Виктор Иванович отвечает:

— Литературовед и переводчик Владимир Иосифович Мархель, которого я хорошо знал и которого уже нет с нами, говаривал: «Когда я занимаюсь творчеством Сырокомли или Мицкевича, начинаю жить их жизнью». То же о себе могу сказать и я. Погружаюсь в миры Монюшко и Радзивилла, Тарасевича и Ровенского, и они на некоторое время становятся моими мирами. За одну жизнь проживаю несколько жизней. Представляете, как я богат!

Одно из последних выступлений «Беларускай капэлы» состоялось в конце июня в несвижском Фарном костеле в рамках фестиваля «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов». Концерт вел Виктор Скоробогатов. Мы сидели в костеле, слушали, не шелохнувшись, удивительно созвучную сегодняшним мыслям и совершенно не старомодную музыку Антония Радзивилла, Станислава Монюшко, Константина Горского… Пели Ирина Кучинская, Наталья Акинина, Юрий Городецкий, Сергей Лазаревич. Соло на трубе исполнял Дмитрий Горбачук. Музыка взлетала под купол и опускалась на плечи невидимым покрывалом. Мы пребывали в этом коконе красоты и гармонии и не помышляли об ином. Когда закончился концерт, не было человека, который не поблагодарил бы Виктора Ивановича — подвижника и неутомимого пропагандиста белорусской культуры.

Виктор Скоробогатов — главный редактор серий нотных изданий «Беларускі гістарычны нотазбор», «Музыка старажытных сядзібаў», «Збор твораў Міколы Равенскага» и других.

Штрихи к биографии

Изначально фамилия рода была Миловидовы. Но… «Пять колен назад мой предок Петр Иванович выиграл в карты завод и получил прозвище Скоробогат, которое стало фамилией. Предки были в основном военными».

Виктор Скоробогатов родился и долгое время жил на улице Стахановской в Минске. Был матросом ансамбля песни и пляски дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Минское музыкальное училище имени М. И. Глинки, в котором он учился, находилось в здании бывшего городского театра. «Я пел на сцене, где впервые в 1852 году прозвучала опера «Сялянка» на белорусском языке. Тогда я этого не знал». Впоследствии Скоробогатов стал одним из тех, кто способствовал появлению в Минске у ратуши памятника создателям оперы — Станиславу Монюшко и Винценту Дунину-Марцинкевичу.

После окончания белорусской консерватории получил стипендию ЮНЕСКО и прошел стажировку в миланском театре La Scala. В тот период у Виктора Скоробогатова сложились дружеские отношения с Еленой Образцовой — она пела в La Scala.

У Скоробогатова лирический баритон. В Большом театре Беларуси сыграл более 40 ролей. Был первым исполнителем почти 200 произведений различных жанров белорусских композиторов. Многие из них посвящены певцу.