Музыка

Ходят по стрункам

оркестр метаморфозы

Можно ли дирижировать одним лишь взлядом и для чего музыкантам знать историю? Наш корреспондент побывала на репетиции струнного оркестра «Метаморфоза»

Молодой человек в простой черной рубашке артистично жестикулирует в центре зала. Кажется, что я попала на моноспектакль. Но нет, это лишь репетиция концерта. Музыканты, а их человек 30, следят за каждым движением дирижера Павла Любомудрова. Он готовит струнный оркестр «Метаморфоза» к большому выступлению, которое состоится сегодня вечером во Дворце культуры профсоюзов.

— Раз, два, три… Форте! — восклицает дирижер.

Музыканты следят не только за его руками, но и за мимикой. Павел уверен: взглядом можно сказать многое и это помогает в дирижировании. А еще он всегда определяет, кто и в какой партии сыграл не ту ноту. Вот это слух!

Важная часть подготовки к исполнению того или иного произведения — изучить эпоху, в которую оно создано, и страну, где родился композитор. Ведь музыка для испанской корриды и бала-маскарада в графском дворце противоположны по манере исполнения, даже если и темп, и настроение похожи.

Репетиция длится четыре часа. Накануне концерта их могут проводить ежедневно. Конечно, это утомительно, но помогает избежать ошибок. В оркестре собрались люди разных поколений: и те, кому за пятьдесят, и студенческая молодежь. Павел как дирижер и руководитель, несмотря на молодой возраст, умудряется быть не только музыкантом, но и психологом: старается найти подход к каждому.

— Концерт, к которому готовимся, будет состоять из двух разных по настроению частей. Если Симфония № 40 Вольфганга Амадея Моцарта возвышенная и даже трагическая, то «Воспоминания о Флоренции» Петра Чайковского романтичные. Слушатели почувствуют весь спектр эмоций — от грусти до радости. В этом главная задумка, — говорит Павел.

Читайте также:  Решающий голос

оркестр метаморфозыУчастники оркестра — выпускники вузов Санкт-Петербурга, Москвы и Минска. Коллективу три года, но на его концертах всегда полные залы. Музыканты сыграли более 30 программ. В планах исполнить шедевры Иоганна Се­басть­яна Баха, Антонио Вивальди, Гии Канчели и Джованни Соллима. По словам дирижера, музыканты выступят этой осенью с мировыми солистами, они впервые посетят Беларусь. Это виолончелист Антонио Мостаччи из Италии, швейцарский скрипач Андрей Баранов, флейтистка Мария Федотова и пианист Станислав Соловьев из России.

Оркестр исполняет классическую музыку, которую Павел считает самой пластичной. Но музыканты любят и эксперименты: играли вокальные хиты XXI века и саундтреки к фильмам. По словам дирижера, осталось добавить восточных ноток и ввести диджериду (один из старейших духовых инструментов в мире) и ханг (ударный инструмент, состоящий из двух металлических полусфер).

Оркестру «Метаморфоза» три года. Его участники — выпускники вузов Санкт-Петербурга, Москвы и Минска.