Городское хозяйство

Время собирать

мусоровоз, минск

От мусороприемной камеры до полигона. Как проходит рабочий день водителя мусоровоза

В котором часу просыпаются люди, вывозящие отходы из наших дворов? Каково кружить по узким проездам на огромном мусоровозе? Чем пахнет в кабине водителя такой спецтехники и сколько раз в день он посещает свалку?

водитель мусоровозаПолоса препятствий

9:30. «Бочка», как называют работники мусоровоз с боковой загрузкой, подъезжает к дому № 43 на улице Филимонова. Из кабины выходит молодой подтянутый мужчина. Это Михаил Чухлей, водителем мусоровоза в «Спецкоммунавтотрансе» трудится более 7 лет. В глаза бросается его белоснежная футболка. Заметив, как мы рассматриваем его одежду, с улыбкой говорит: когда доводится общаться с журналистами, те сразу удивляются, поскольку ожидают увидеть грязную засаленную робу. Продолжая разговор, новый знакомый указывает на ближайший подъезд:

— Здесь живет таксист, всегда машину загоняет прямо к мусороприемной камере, выкатить контейнер невозможно. Даже как-то пришлось ГАИ вызывать.

Пока обсуждаем поведение эгоистичного автомобилиста, мастер ЖЭУ дозванивается до него. Через 5 минут он выходит и, чертыхаясь, отгоняет машину. Видно, не совсем отдает себе отчет в том, что затрудняет и задерживает работу дворника из ЖЭУ, которому надо выкатить контейнер, и водителя мусоровоза, чья задача — этот бак опустошить и вывезти его содержимое.

Пока дворник извлекает емкость из мусороприемной камеры, Михаил мгновенно запрыгивает в мусоровоз, подъ­езжает к подъезду, резво покидает водительское место, за считанные секунды огибает машину и оказывается возле манипулятора, который находится под «бочкой». Ловко двигает рычаги — и захват точно и легко опускается на емкость с мусором, поднимает и опрокидывает содержимое в мусоровоз. Минутное дело! Михаил скромно поясняет: такое взаимопонимание с техникой — результат многолетней работы.

— Хотите, следующий контейнер опустошу с закрытыми глазами? — то ли в шутку, то ли всерьез предлагает собеседник.

От эксперимента отказываемся, ведь и без того водителю мусоровоза есть чем нас удивить.

В парке «Спецкоммунавтотранса» около 130 мусоровозов. В год они вывозят с обслуживаемых территорий около 3 млн м³ коммунальных отходов — это 277 000 т, из которых 30 000 т крупногабаритных отходов, 12 000 т ВМР.

мусороперерабатывающий заводЧто такое хорошо

— В «Спецкоммунавтотрансе» так напрактиковался, что теперь за рулем «МАЗа» чувствую себя увереннее, чем в своей легковой машине, — говорит Михаил.

И нам удается убедиться в правдивости его слов: собеседник приглашает проехать с ним зигзагами дворовых проездов, когда все мусорные баки уже опустошены. Обращаем внимание на то, что в салоне нет неприятного запаха. Впрочем, как и пыли на панели и грязи на ковриках.

— Машина — мое рабочее место, — философствует водитель. — Всегда с вечера готовлю ее к следующему дню, на нашем предприятии есть для этого все условия. Свои станция диагностики, автомойка, мастерская, где ремонтируют технику. Под машиной водители не лежат, а таким не каждая организация похвастается. Мусоровоз на мойку завожу регулярно, там очищают «бочку» снаружи и внутри.

— Большой плюс — техпомощь. Сломался на рейсе — тут же приехал мастер и, если получится, починил на месте, — делится собеседник.

В это время бока мусоровоза, кажется, вот-вот коснутся крыльев и зеркал легковушек, тесно припаркованных вдоль проезда. Смотрим в лобовое стекло и с ужасом думаем: гигантская спецмашина сейчас подомнет под себя чью-то стоящую впереди «ласточку». Но ничего подобного.

мусороперерабатывающий заводПолный назад

— Сейчас увидите мастерство, — улыбается Михаил. — ­Задним ходом проедем по двору около 250 м, поворачивать будем под углом 90 градусов.

Читайте также:  Все изменяется

По-другому нельзя: проезд длинный, с тупиком в конце, до которого нужно добраться первым делом, чтобы потом двигаться обратно от подъезда к подъезду и забирать ТКО из каждого контейнера, который выкатили из мусороприемной камеры. Легкими движениями управляя рулем, водитель смотрит то прямо перед собой, то в небольшой планшет, висящий в салоне у потолка и выводящий картинку с камеры заднего вида: ею оборудована каждая спецмашина предприятия.

Скорость мусоровоза во дворе очень маленькая. Тем не менее поездка напоминает опасный аттракцион: считанные сантиметры отделяют припаркованные вдоль проезда автомобили от мусоровоза. Но за рулем про­фес­сио­нал, и личный транспорт жителей, несмотря на узость проезда и не всегда правильную парковку, остается невредимым. Однако так бывает не всегда.

— Заезжая во дворы и выезжая из них, каждый день вычисляем эти миллиметры, — говорит водитель. — Одно неверное движение — и у кого-то помято крыло, у кого-то сломано зеркало… Заставленные машинами дворы — наша главная проблема. В нынешнем году сам попал в ДТП в одном из таких.

Наш разговор с Михаилом постоянно прерывается: возле каждого подъезда он выходит из кабины, чтобы переместить мусор в бак мусоровоза.

Как по нотам

Интересуемся, в котором часу начинается рабочий день водителя мусоровоза.

— Встаю в 5:00, на личном автомобиле приезжаю к 6:00 на работу, прохожу предрейсовый мед­осмотр, беру путевой лист. В 6:30 выезжаю на линию, чтобы в 7:00 быть по первому адресу, — вводит в курс дела собеседник.

Некоторые водители отправляются по маршруту еще раньше. Например, те, кто забирает мусор во дворах в центре города. Если не успеть туда до 7:00, то заехать не получится вовсе: всё будет заставлено машинами.

На часах 10:30. Заехав еще в пару мест за ТКО, отправляемся на мусоросортировочную линию предприятия. Это конечная точка первого рейса, за время которого собран 51 м³ мусора — содержимое 68 контейнеров. Там из отходов извлекут вторсырье, отсортируют стекло, пластик разных видов, алюминиевые банки из-под напитков, макулатуру, пакеты… Остальное отправится на полигон для захоронения.

Дорога занимает чуть больше получаса. За это время успеваем обсудить намерения властей законсервировать все мусоропроводы в городе. Михаил считает: идея хорошая. Если взамен оборудовать контейнерные площадки в доступных для техники местах, это упростит работу водителей мусоровозов. На вопросы о зарплате отвечает: заработать на предприятии можно неплохо, но нужно попотеть, к чему оказываются готовы не все. Некоторые не справляются с нагрузкой или спецификой работы и уходят.

При въезде на мусоросортировочный завод «Спецкоммунавтотранса» — весовая. Взвешиваем машину и проезжаем. В строении, где расположены сортировочные линии, водитель разгружает машину. Прощаемся с Михаилом, он отправляется в 2-й рейс.

Впереди другие дворы с теми же проблемами. Рабочий день нашего собеседника и его коллег длится до 16:00, но зачастую они покидают стены предприятия позже, ведь необходимо подготовить машину к завтрашнему рабочему дню, переодеться.

На «Спецкоммунавтотрансе» для работников созданы хорошие условия: оборудованы прачечная, где приводят в порядок форму, гардеробные со шкафчиками для обычной и рабочей одежды, с сушилкой для обуви, санузлами и душевыми. Есть возможность в определенные дни посещать баню от предприятия. Пообедать можно в столовой или в комнате приема пищи, здесь находятся микроволновка и холодильник.