Арена

Гребок, еще гребок

байдарка

Для чего байдарочники надевают на соревнования и тренировки фартуки, а также зачем в каноэ подушка

Если об успехах белорусских гребцов на байдарках и каноэ мы наслышаны, то об экипировке и инвентаре, о соревновательных нюансах этого вида спорта знаем гораздо меньше. Восполним этот пробел.

Байдарка

Строение этой лодки незамысловатое: дека, днище, банка, руль, крепление для номера.

сляйд, байдаркаБанка (сляйд). Сиденье, которое изготавливают из мягких материалов (вспененный пластик, брезент) и покрывают водонепроницаемой тканью. Для профессиональных гребцов банку делают под заказ, учитывая анатомические особенности и вес. Имеются более дорогие варианты — крутящиеся сиденья (во время заезда спортсмен при правильном исполнении гребка ерзает).

Корпус

Долгое время байдарки делали из дерева. В 1990-х годах произошли коренные изменения. Как оказалось, деревянная форма была далека от идеала. У современных байдарок ходовая часть стала более узкой, а делать их начали из карбона, стеклопластика, пластмассы. Верхняя часть лодки называется декой, нижняя — днищем.

Весло

С двух сторон — лопатки (или лопасти). Раньше их изготавливали из дерева. Сейчас, как и корпус лодки, из карбона, углепластика. Плюсы — не боится влаги, не гниет.

Руль

руль, байдаркаРасположен под кормой лодки в хвостовой части. В байдарке-одиночке гребец управляет ногами при помощи специальной планки. В экипажных лодках рулит спортсмен, сидящий впереди (загребной). Эта деталь плавсредства ломается чаще всего. Поэтому на соревнования и сборы гребцы берут запасные. Замена длится 2-3 минуты.

Чехол

Лодки зачехляют при транспортировке, а также при хранении в зимнее время в эллингах.

Соревновательные нюансы

Перед крупными состязаниями и по их окончании спортсменов могут забрать на допинг-тест, а лодку — на взвешивание и обмер длины. Оказывается, эти параметры имеют важное значение. Весы под байдаркой-одиночкой должны показывать не более 12 кг, а длина лодки должна составлять не более 520 см (байдарка-двойка —18 кг и 650 см, байдарка-четверка — 30 кг и 1 100 см). Каноэ-одиночка должна быть не более 14 кг и 520 см, каноэ-двойка — 20 кг и 650 см, каноэ-четверка — 30 кг и 900 см. Если плавсредство не вписывается в норму, то результаты спортсмена аннулируют (или не допускают к старту). Раньше был стандарт ширины, но его убрали.

Каждый год выпускают новые модели лодок. Кардинально ничего не меняется — лишь небольшие косметические правки, они касаются в основном деки. Каноэ и байдарки имеют 3-4 позиции по цене — от тренировочной до соревновательной. Визуально не отличить. Соревновательные варианты делают из более жесткого материала.

Экипировка гребцов незамысловатая. На соревнованиях атлеты выступают в комбинезонах и шортах, которые напоминают одежду велогонщиков. Их шьют из легких синтетических материалов. Если гонки проходят в холодную погоду, спортсмены утепляются термобельем. Любопытно, что одни гребцы тренируются босиком, причем даже в зимние месяцы. Другие надевают только носки, третьи — легкую обувь. Чтобы не напекло голову, некоторые гребцы носят бандану или кепку. Но нужно учитывать, что при сильном ветре бейс­болки сдувает. Кто-то использует солнцезащитные очки, хотя на них попадают капли воды. Некоторые байдарочники надевают фартук. Для гонок в теплое время года его делают из болоньи, неопрена, для зимы — утепленные варианты. Фартук защищает от воды и холодного ветра.

Каноэ

Каноэ по строению схоже с байдаркой: дека, днище, подушка, крепление для номера

каноэКорпус

История изготовления лодок начиналась с деревянных вариантов, затем стали делать карбоновые. Руля у каноэ нет. Гребец подруливает во время гребка.

Весло

В отличие от байдарочников с одной лопаткой (лопастью).

Подушка

Вырезают под колено индивидуально каждому атлету, изготавливают из многослойного материала.

Каждый спортсмен на соревнования берет одну лодку, а также запчасти — руль, ремкомплект. Даже если случится пробоина или поломка, ее можно залатать за сутки. Как рассказывают гребцы, такие поломки бывают редко.