Экономика

Положительный заряд

белкоммунмаш

Электробус появился на городских улицах чуть больше года назад и сразу же стал одной из визитных карточек белорусской столицы. Не меньшую славу заводу приносит и другая техника, выпускаемая под брендом «Белкоммунмаш»

Не ошибемся, если скажем, что каждая партия троллейбусов, трамваев и электробусов, выходящих за заводскую проходную ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», оригинальна.

— Каждое заключенное соглашение для нас уникальное. В Беларуси нет двух контрактов, где были бы указаны одинаковые технические требования: для Бреста одни, для Витебска другие. Отличаются опциями, наличием видео-, медиа- и информационных систем, — объясняет главный конструктор Олег Быцко.

Когда Олег Витальевич проводил для нас мини-экскурсию по сборочному цеху, как раз собирали трамваи для казахстанского Павлодара. Очень красивые многоцветные машины с запоминающимся дизайном действительно будут достойным украшением городских улиц. Даже появилось чувство досады, что они станут предметом гордости отнюдь не нашей столицы.

— К сожалению, Минск уже давно не покупает трамваи, — с грустными нотками в голосе добавляет Олег Быцко. — Когда-то мы заменили старый трамвайный парк, но потом началась модернизация путей, выпуск снизился: многие маршруты закрыли. Допускаю, что есть даже переизбыток машин. Но пока трамвайная тема в городе не развивается.

Другое дело — троллейбус. В год заводу под силу выпускать 600-700 единиц классической техники. В отношении сборки это наименее трудоемкий из всех видов. Трамвай и электробус создать сложнее.

белкоммунмаш Кроме Минска троллейбусы курсируют во всех областных городах и Бобруйске. Только внешне все как будто на одно лицо. Хочется, чтобы улицы наших городов пополнялись новыми машинами, яркими, запоминающимися. К тому же на заводе готовы к любому капризу заказчиков. Но те не хотят капризничать. Видимо, все зависит от привычки и обслуживания. Так, по крайней мере, объясняют на предприятии, почему для Минска заказывают столько лет троллейбусы только в зеленом исполнении:

— Скорее всего, примелькался не сам троллейбус как транспортное средство, а его цвет, — соглашается собеседник. — Любой эксплуатирующей организации более выгодно использовать однотипную технику. Это связано с закупкой запчастей, обслуживанием, ремонтной базой, технологическим оборудованием. Для заказчика так дешевле.

Электробус «Витовт» оказался самым быстрым из городского наземного общественного транспорта.

К тому же в автобусах очень слабая динамика, поэтому они медленно разгоняются. За счет электрических двигателей пре­имущество в скорости сегодня на стороне троллейбусов и электробусов. По причине того, что нет привязки к контактной сети, маневренность последнего выше. В обслуживании электробус обходится дешевле, чем троллейбус. Если брать непосредственно транспортную единицу, то разница получится небольшой. Но смотреть надо комплексно, ведь обслуживание контактной сети также требует затрат.

Читайте также:  Добавить красок

белкоммунмашНа электробусы на мировом рынке, кроме Китая, пока нет устойчивого спроса. Поскольку это совершенно новый вид техники и еще нет большого опыта ее эксплуатации, покупатели не рискуют делать заказы без предварительного испытания.

В трех российских городах электробусы уже показали, на что способны. Серьезным препятствием для дальнейшего продвижения белорусской новинки в России стала возросшая конкуренция со стороны местных производителей. В Москве по чисто формальным признакам белорусский электробус не признали победителем, хотя цена была предложена более выгодная. Санкт-Петербург пока не объявлял тендер, но закупил 25 троллейбусов с автономным ходом (часть маршрута он едет как троллейбус, часть — как электробус). Машина подзаряжается, пока движется под контактной сетью, дальше — на батарее. Сколько может проехать, зависит от желания заказчика. Чем больше батарея, тем дольше ход, но меньше вмещается пассажиров.

К примеру, сегодняшнее соотношение цены и качества позволяет белорусской марке идти с гордо поднятой головой на европейский рынок. Хотя Европа обладает собственным производством, из-за ограниченных мощностей предприятий выпуск электробусов серийным не назовешь. В некоторых странах развиваются программы постепенного перехода на экологический общественный транспорт. В частности, в Польше со следующего года при покупке автобусов доля электробусов должна составлять как минимум 10 %, с 2020-го — 20 %, с 2021-го — 30 %.

На «Белкоммунмаше» уверены: спрос на экологический транспорт с каждым годом будет только расти. Но для продвижения в Европу минчанам необходимо создать на ее территории собственное предприятие. Пока же завод работает только на внутренний рынок. В первом квартале следующего года на улицы Минска выйдут 60 обновленных «Витовтов». Первые четыре машины будут готовы уже в октябре. Новый дизайн передней и задней частей делает машины футуристичными, похожими на гостей из будущего. Здорово, если «Минсктранс» закажет дополнительные опции: кондиционер, Wi-Fi и подзарядку для телефонов в салоне. Сейчас производитель обещает только раздвигающиеся форточки приблизительно в 1/3 окна и вентиляторы на крыше, которые регулируют воздух в салоне.

Напоследок Олег Витальевич объяснил, почему на заводе уделяют такое внимание электробусам:

— Это не тот продукт, на который объявляют массу тендеров, как на троллейбусы или автобусы, или за ним выстраиваются в очередь. Но интерес к электробусам постоянно растет. Поэтому мы и занялись заранее этим вопросом.