Экономика

Положительный заряд

белкоммунмаш

Электробус появился на городских улицах чуть больше года назад и сразу же стал одной из визитных карточек белорусской столицы. Не меньшую славу заводу приносит и другая техника, выпускаемая под брендом «Белкоммунмаш»

Не ошибемся, если скажем, что каждая партия троллейбусов, трамваев и электробусов, выходящих за заводскую проходную ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», оригинальна.

— Каждое заключенное соглашение для нас уникальное. В Беларуси нет двух контрактов, где были бы указаны одинаковые технические требования: для Бреста одни, для Витебска другие. Отличаются опциями, наличием видео-, медиа- и информационных систем, — объясняет главный конструктор Олег Быцко.

Когда Олег Витальевич проводил для нас мини-экскурсию по сборочному цеху, как раз собирали трамваи для казахстанского Павлодара. Очень красивые многоцветные машины с запоминающимся дизайном действительно будут достойным украшением городских улиц. Даже появилось чувство досады, что они станут предметом гордости отнюдь не нашей столицы.

— К сожалению, Минск уже давно не покупает трамваи, — с грустными нотками в голосе добавляет Олег Быцко. — Когда-то мы заменили старый трамвайный парк, но потом началась модернизация путей, выпуск снизился: многие маршруты закрыли. Допускаю, что есть даже переизбыток машин. Но пока трамвайная тема в городе не развивается.

Другое дело — троллейбус. В год заводу под силу выпускать 600-700 единиц классической техники. В отношении сборки это наименее трудоемкий из всех видов. Трамвай и электробус создать сложнее.

белкоммунмаш Кроме Минска троллейбусы курсируют во всех областных городах и Бобруйске. Только внешне все как будто на одно лицо. Хочется, чтобы улицы наших городов пополнялись новыми машинами, яркими, запоминающимися. К тому же на заводе готовы к любому капризу заказчиков. Но те не хотят капризничать. Видимо, все зависит от привычки и обслуживания. Так, по крайней мере, объясняют на предприятии, почему для Минска заказывают столько лет троллейбусы только в зеленом исполнении:

— Скорее всего, примелькался не сам троллейбус как транспортное средство, а его цвет, — соглашается собеседник. — Любой эксплуатирующей организации более выгодно использовать однотипную технику. Это связано с закупкой запчастей, обслуживанием, ремонтной базой, технологическим оборудованием. Для заказчика так дешевле.

Электробус «Витовт» оказался самым быстрым из городского наземного общественного транспорта.

К тому же в автобусах очень слабая динамика, поэтому они медленно разгоняются. За счет электрических двигателей пре­имущество в скорости сегодня на стороне троллейбусов и электробусов. По причине того, что нет привязки к контактной сети, маневренность последнего выше. В обслуживании электробус обходится дешевле, чем троллейбус. Если брать непосредственно транспортную единицу, то разница получится небольшой. Но смотреть надо комплексно, ведь обслуживание контактной сети также требует затрат.

белкоммунмашНа электробусы на мировом рынке, кроме Китая, пока нет устойчивого спроса. Поскольку это совершенно новый вид техники и еще нет большого опыта ее эксплуатации, покупатели не рискуют делать заказы без предварительного испытания.

В трех российских городах электробусы уже показали, на что способны. Серьезным препятствием для дальнейшего продвижения белорусской новинки в России стала возросшая конкуренция со стороны местных производителей. В Москве по чисто формальным признакам белорусский электробус не признали победителем, хотя цена была предложена более выгодная. Санкт-Петербург пока не объявлял тендер, но закупил 25 троллейбусов с автономным ходом (часть маршрута он едет как троллейбус, часть — как электробус). Машина подзаряжается, пока движется под контактной сетью, дальше — на батарее. Сколько может проехать, зависит от желания заказчика. Чем больше батарея, тем дольше ход, но меньше вмещается пассажиров.

К примеру, сегодняшнее соотношение цены и качества позволяет белорусской марке идти с гордо поднятой головой на европейский рынок. Хотя Европа обладает собственным производством, из-за ограниченных мощностей предприятий выпуск электробусов серийным не назовешь. В некоторых странах развиваются программы постепенного перехода на экологический общественный транспорт. В частности, в Польше со следующего года при покупке автобусов доля электробусов должна составлять как минимум 10 %, с 2020-го — 20 %, с 2021-го — 30 %.

На «Белкоммунмаше» уверены: спрос на экологический транспорт с каждым годом будет только расти. Но для продвижения в Европу минчанам необходимо создать на ее территории собственное предприятие. Пока же завод работает только на внутренний рынок. В первом квартале следующего года на улицы Минска выйдут 60 обновленных «Витовтов». Первые четыре машины будут готовы уже в октябре. Новый дизайн передней и задней частей делает машины футуристичными, похожими на гостей из будущего. Здорово, если «Минсктранс» закажет дополнительные опции: кондиционер, Wi-Fi и подзарядку для телефонов в салоне. Сейчас производитель обещает только раздвигающиеся форточки приблизительно в 1/3 окна и вентиляторы на крыше, которые регулируют воздух в салоне.

Напоследок Олег Витальевич объяснил, почему на заводе уделяют такое внимание электробусам:

— Это не тот продукт, на который объявляют массу тендеров, как на троллейбусы или автобусы, или за ним выстраиваются в очередь. Но интерес к электробусам постоянно растет. Поэтому мы и занялись заранее этим вопросом.