Первомайский район

Все, что было, помнить

СШ № 70, минск

В заключительный день Недели мира минская школа № 70 принимала зарубежных и почетных гостей

Недавно я испытала шок, и вот по какому поводу: во время Международного космического конгресса на вопрос, кто из космонавтов уроженец Беларуси, учащиеся одной из столичных гимназий ответить не смогли. Не знали. Запомнился случай и в кадетском училище, когда старшекурсники устроили для новичков викторину. Ребята, поступившие сюда после девяти классов, не назвали дату окончания Второй мировой войны.

— Мы этого не проходили, — оправдывались будущие офицеры. — Историю СССР преподают только в 11-м.

Не надо обвинять в этом только учителей: программы обучения составляют не они. Да и родители, бабушки-дедушки порой уверены, что их знания сами собой должны перейти к потомкам — через книги, фильмы, документы. А потомки-то смотрят иное кино.

Поэтому была потрясена, услышав, с каким чувством поют малыши начальных классов песню о Маресьеве, как дружно встает зал, приветствуя вошедшего ветерана, с каким трепетом, дрожащим от волнения голосом представляет мальчишка лет восьми портрет своего прадеда на стенде, созданном совместно учениками и учителями, чьи отцы, деды, прадеды сражались на фронтах Великой Отечественной. Значит, не программа виновата?

— Стенд «Всегда в строю, в памяти навечно» получился семейным, — рассказывает директор 70-й средней школы Евгения Рудова. — На нем портреты и биографии моего отца — фронтовика, писателя Вениамина Рудова; генерал-майора Леонтия Гуртьева — командира 120-й гвардейской стрелковой дивизии, чье имя носит наша школа; дедушек и прадедушек наших учеников. Это роднит нас. Сразу после церемонии ко мне подошел мальчик и спросил, может ли он принести портрет своего деда — солдата, азербайджанца.

В школе нет обязательного, формального привлечения детей к участию в каких-либо патриотических клубах или кружках. Знакомство с СШ № 70 ученики начинают с музея, где каждая вещь — реликвия ­чьей-то семьи, где подлинную карту военного пути 120-й дивизии можно потрогать, а в старших классах и пройти этим маршрутом, привезти землю с братских могил и отдать ее в «Ковчег памяти» в крипте Всехсвятского храма. Равно как и землю в «Ковчег мира», которую из других стран привозят сюда молодые люди — члены Международного педагогического клуба.

Между формами работы в 70-й школе трудно провести какие-то границы. Евгения Рудова — преподаватель русского языка и литературы, организатор и участник экспедиций к истокам Волги, Днепра и Двины, святыням Соловков, похода по пути «из варяг в греки» и по местам боев в Карелии, по Военно-Грузинской дороге. Преподаватель белорусской словесности, заместитель директора по воспитательной работе Лилия Филиппова знакомит детей с местами, которые славятся ремеслами и фольклором. Географ Дарья Брык возглавляет походы. Учитель русского языка Евгения Логуновская увлекла ребят написанием блогов. Музыкальную и танцевальную часть обучения взяли на себя педагог по вокалу Людмила Ткаченко, хореограф Татьяна Резник и учительница начальных классов Наталья Астахова. Это ее малыши в шлемофонах и гимнастерках вызывали восторг исполнением песен военных лет.

Интернациональные связи в школе начали налаживаться после знакомства с Александром Кондряковым — киевлянином, преподавателем русского языка, организатором Международного педагогического клуба, в который входят русскоязычные педагоги-единомышленники из стран ближнего и дальнего зарубежья. Но не только русский язык объединяет представителей 21 государства, но и стремление отстоять и сохранить мир. Именно под таким девизом проходила недавняя встреча: в заключительный день Недели мира СШ № 70 принимала делегации из России, Италии, Латвии, Узбекистана, Украины, представителей Белорусского фонда мира, ветеранов войны, священнослужителя.

Где бы ни проходили такие встречи, на них не бывает чужих. Встречаются ли школьные краеведы на Буйничском поле или в Карелии, где у местных поисковиков можно ­узнать фамилии павших солдат-белорусов, чтобы найти их родню, привозят ли с опустевшей приволжской деревни послевоенные записки сельского учителя и рукописные экзаменационные билеты или землю из колыбели славянского христианства Херсонеса — все это для ребят постижение истории своей страны и народа.

С 14 по 19 октября в школе в 5-й раз соберутся члены Международного педагогического клуба. На протяжении года учителя из 21 страны представляли на конкурс видеоуроки русского языка, 12 из них участвуют в финальном отборе в Минске. Победитель получит приз «Хрустальная чернильница».