Кино

Питать иллюзии

Светлана Савчик

О том, как в Минск в конце 1990-х пришло европейское кино, и о ретроспективе фильмов Ингмара Бергмана рассказывает директор кинотеатра «Пионер» Светлана Савчик

До глубины души

Выбор профессии зачастую предопределяют детские впечатления. Именно они накладывают отпечаток на предпочтения взрослого человека. Так произошло и в случае со Светланой Савчик.

По окончании политехнического института (ныне БНТУ. — Прим. авт.) ее папу Георгия Ивановича Дзвонко направили в небольшой пограничный с Китаем городок на юге Казахстана осваивать целину. Позже в Панфилов (с 1991-го город переименован в Жаркент) к отцу приехала мама Валентина Евгеньевна, а через год родилась Светлана.

Родители очень любили кино и привили страсть к этому виду искусства дочери. Каждый месяц в семье появлялись новые журналы о кинематографе, которые специально выписывали из Москвы. Без четы Дзвонко не обходилась ни одна премьера в кинотеатре. Именно с ним связаны первые детские воспоминания Светланы.

— Сижу в темном зале на коленях у папы и завороженно смотрю на экран, — рассказывает собеседница. — Эти ощущения незабываемы!

В школьные годы ее до глубины души потрясла одна кинолента.

 — Тогда выходили и «Фантомас», и «Анжелика — маркиза ангелов», на которые мы, дети, старались попасть всеми правдами и неправдами. Но была одна картина, оставившая неизгладимое впечатление. Это фильм Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо», вышедший в прокат в 1969 году, — продолжает Светлана Савчик. — В киноленте, снятой по одноименному роману Ивана Тургенева, блестяще сыграли такие актеры, как Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Никита Михалков.

На круги своя

После освоения целины семья возвратилась на родину. Светлана окончила школу уже в Минске. Ее желание поступить в кинематографический институт родители восприняли без энтузиазма, мол, такая работа не прокормит. Девушка стала экономистом.

Читайте также:  «Собибор»: что осталось за кадром

— Вышла замуж, родила дочь, нужно было налаживать быт и заботиться о близких. Но о своем увлечении старалась не забывать, — признается Светлана Георгиевна. — В конце 1980-х пришла в открывшийся в «Пионере» киноклуб «Профиль», в котором собирались люди, неравнодушные к кино. Мы смотрели артхаус, классику советского и мирового кинематографа.

Клубом руководил киновед Олег Сильванович, человек, влюбленный в свое дело. Светлана Савчик активно помогала. Со временем киноклубное движение вылилось в Общество друзей кино СССР, а в 1993-м по­яви­лась Белорусская федерация «Киноклуб». Так Минск увидел другое кино.

— Открывались европейские посольства, обсуждали вопрос о проведении культурных программ, — говорит Светлана Георгиевна. — Первый фестиваль на­цио­наль­но­го кино организовали совместно с посольством Франции: прошла ретроспектива фильмов Годара. Показы, которые организовывали в большом зале Республиканского Дворца культуры профсоюзов, очень быстро доказали, что в Минске немало людей, которые интересуются некоммерческими фильмами.

Зрителям предложили около 60 программ европейского кино: лучшее, что было в британском, французском, немецком, шведском кинематографах.

Из экономиста в киноведа

— Приходилось совмещать основную работу и общественную, — делится киновед. — Было непросто, настала пора определиться. Почти не сомневалась — сделала выбор в пользу кино.

Сначала работала в кинотеатре «Беларусь», затем практически 15 лет руководила «Победой».

— Уникально само место, на котором располагается кинотеатр, — знакомит с историей учреждения собеседница. — В XIX веке в этом районе стоял Спасо-Преображенский православный женский монастырь, а в 1929-м здесь построили Клуб пищевиков, поз­же известный как клуб имени И. В. Сталина.

Во время войны здание сильно пострадало. На его руинах возвели первый после войны кинотеатр «Победа». Он открылся в 1950-м.

— Люди не только шли смотреть фильмы. В «Победе» работала биб­лио­те­ка, организовывали выставки, концерты, — поясняет Светлана Георгиевна. — Кинотеатр стал важным культурным центром послевоенного Минска.

Читайте также:  В новой роли

Светлана Савчик считает, что кино и фотография — близкие виды искусства, поэтому в «Победе» стали устраивать выставки фотохудожников. Зрители знакомились с их работами, пока дожидались начала сеанса. Имели возможность получить представление о том, какие направления существуют в современной фотографии.

Почти два года назад кинотеатр закрыли на реконструкцию. Светлана Георгиевна возглавила «­Пионер».

Свой зритель

— Был период, когда интерес к кино несколько угас, — рассуждает собеседница. — Сейчас ситуация изменилась: люди хотят смотреть хорошие фильмы на большом экране, причем представители разного возраста.

Безусловно, основной зритель — молодежь от 16 до 32 лет. Они, как правило, выбирают бое­ви­ки, триллеры, фильмы-экшн или фантастику. Те картины, где много спецэффектов. Однако приходят в кино и пенсионеры, ведь после выхода на заслуженный отдых у них появляется больше свободного времени. Почему бы не провести его в уютном зале и не познакомиться с нашумевшей новинкой? Отдельная категория — те, кто отправляется на просмотр лент всей семьей.

Каждый год в мире выходит огромное количество лент.

— Руководитель кинотеатра просто обязан быть в теме, — убеждена собеседница. — Именно он, ориентируясь на своего зрителя, планирует работу учреждения, определяет репертуарную политику. Конечно, порой рискует — финансовые планы никто не отменял.

По ее словам, предугадать успех картины сложно. Это зависит от многих факторов, в том числе субъективных.

Фильм, фильм, фильм

Помимо коммерческих фильмов, которые делают основную кассу, в «Пионере» показывают фестивальные картины, артхаус, проводят фестивали национального кино. Налажена работа с юным зрителем: детские образовательные проекты, акции, кинопоказы устраивают каждую неделю.

— К 95-летию киностудии «Беларусьфильм» запустили проект, в рамках которого с 19 сентября демонстрируют лучшие отечественные ленты, переведенные в цифровой формат, — сообщает руководитель. — В 2018 и 2019 годах их покажут в сети кинотеатров «КиноМинска», также в малом зале демонстрируются лучшие документальные фильмы.

Читайте также:  Репертуар кинотеатров Минска

Недавно в «Пионере» стартовал проект «Уикенды с Бергманом». В фойе работает выставка, которая знакомит с основными вехами жизни и творчества мастера.

— Хорошая картина, как глоток свежего воздуха: отвлекает от повседневности, погружает в другую реальность, дарит яркие эмоции. Хорошее искусство не может быть безучастным, — высказывает свое мнение Светлана Савчик. — По сути, за полтора часа человек проживает маленькую жизнь. И чем больше лент он смотрит, тем больше таких историй собирается в его копилке. Он воспринимает мир глазами представителей разных поколений, разных стран, разных мировоззрений. Где еще можно получить такой богатый опыт?

Кинотеатр «Пионер» открыт в 1966 году. Его спроектировали архитекторы Георгий Заборский и Леонид Левин. Главный фасад здания украшает тематическое панно из цветного стекла, фойе — мозаичное панно «Счастливое детство». Там же расположен уникальный зимний сад в грунте с редкими экзотическими растениями и декоративный бассейн с рыбками.