Октябрьский район

Знать дорогу

музей октябрьского района, минск

Почему первым начальником минской железнодорожной станции стал студент — брат знаменитого хирурга Склифосовского? Об этом и о других интересных фактах узнал наш корреспондент, побывав в музее районной администрации

Экспозиция открылась в сентябре. В ней собраны предметы быта, рабочие инструменты и личные вещи жителей района разных эпох.

Два вокзала

Историю Октябрьского музейные экспонаты начинают рассказывать со строительства железнодорожных вокзалов. Первым в 1871 году возвели Брестский — одноэтажное деревянное здание с невысокой башенкой посередине. Располагалось оно там, где сегодня находится остановочный пункт пригородных поездов Институт культуры. Во время торжественного открытия вокзала, 16 ноября 1871-го, от перрона одновременно отправились два поезда: один — в Москву, другой — в Брест.

Через пару лет в Минске на месте соснового бора около деревни Уборки построили Виленский вокзал (сейчас там столичный железнодрожный вокзал) и железнодорожную станцию Минск. Первым ее начальником стал студент Московского университета Василий Склифосовский. Но вовсе не потому, что он был братом известного хирурга Николая Склифосовского. В тот период создание сети железных дорог в Российской империи шло бурными темпами. Специалистов не хватало, поэтому на ответственные должности назначали студентов старших курсов.

В музее можно увидеть вещи, принадлежавшие простым работникам. К примеру, за стеклом хранится копия фотографии семьи минского железнодорожника Владимира Ильича Капустика, который жил в деревне Лошице Неморшанской и трудился на станции Минск. Оригинал снимка сделан в 1904 году в фотоателье Вержбовской на улице Московской. В музей копию передали правнуки железнодорожника.

Деревня по-французски

Вокруг двух вокзалов начал разрастаться новый район. Жили там преимущественно семьи железнодорожников. Постепенно его территория увеличивалась за счет расположенных рядом деревень: Уборки, Добрые Мысли, Сеножаны, Кузнецкая Слобода. Со слов руководителя краеведческого музея средней школы № 90 Станислава Холева, который участвовал в создании этой экспозиции, существует много преданий по поводу названий этих населенных пунктов. Одна из легенд гласит, что помещик Неморшанский назвал свое имение Сен-Жан в честь известного в Европе курортного городка. Но местные крестьяне быстро переделали его в простое и понятное им Сеножаны — место сенокосов. Главной улицей нового района стала Московская. Проходила она по старому Койдановскому тракту. Здесь в 1892-м проложили рельсы первой в городе конки, соединившей оба вокзала. Через 35 лет по этой же улице прошла линия первого в городе трамвая.

Читайте также:  Сыграла роль

Аэропорт

В 1933-м со взлета самолета К-2 началась история аэропорта Минск-1. Местом для его расположения выбрали выгон на окраине города, где жители пасли коров. Через несколько лет начали летать регулярные рейсы в Москву и во все райцентры Беларуси. А в 1936-м на аэродроме состоялся грандиозный парад войск Белорусского военного округа по случаю окончания учений. На нем присутствовала вся военная верхушка СССР — маршалы Ворошилов, Буденный, Тухачевский, а также представители Великобритании, Франции, Чехословакии.

Перед самой войной в эксплуатацию сдали городок авиаторов, в котором поселились летчики и технический персонал аэропорта. Сегодня Октябрьский район по праву считается воздушными воротами города. На его территории располагаются два аэропорта и авиаремонтный завод.

Музейная экспозиция разделена на несколько частей. Одна рассказывает о довоенной жизни района, периоде Великой Отечественной, восстановлении Октябрьского после Победы. Другая посвящена современной жизни — здесь представлена информация о промышленном потенциале района, торговле и общественном питании, социальной сфере, образовании, здравоохранении, строительстве.