Октябрьский район

Скрипичный ключик

урок игры на скрипке, светлана свириденко

Как вырастить виртуоза и какую помощь юным музыкантам должны оказывать родители, узнали у учителя по классу скрипки Детской музыкальной школы искусств № 7 Светланы Свириденко

Светлана Свириденко — педагог высшей категории, руководит образцовым ансамблем скрипачей «Фантазия» и городской методической секцией по специальности «Струнно-смычковые инструменты». Удостоена звания «Минский мас­тер — 2018».

— Светлана Викторовна, с какого возраста лучше всего начинать обучение игре на скрипке?

— Все индивидуально и зависит от ребенка. Чтобы он более осо­знан­но относился к занятиям, лучше начинать в 7-8 лет. Однако есть способные дети, которые занимаются с 5-6.

— Как распознать в малыше музыкальный дар?

— Наблюдать за своим чадом, чтобы понять, как он реагирует на этот вид искусства, есть ли к нему предрасположенность. Насколько ребенок одаренный, распознает педагог в процессе обучения. На вступительных экзаменах оценивают слух, музыкальную память, чувство ритма. Однако такие качества есть у многих. Нам же важна способность ребенка к развитию. Это можно понять по его речи, реакции, движениям.

— Скрипка — один из самых сложных инструментов. Насколько дети заинтересованы в обучении?

— Инструмент действительно непростой. Без увлечения сложно привить любовь к игре на скрипке. Важно сохранить заинтересованность. Приходя в музыкальную школу, не все понимают, что нужно много работать. Успех скрипача — 50 % одаренности и 50 % труда, причем не только ученика, педагога, но и родителей.

— Какова их роль?

— Родители должны контролировать, как развивается ребенок, организовать его рабочее место, следить за тем, чтобы регулярно занимался. По собственному желанию дети не будут часы напролет посвящать музыке. Да, на первых порах они буквально обнимаются со скрипкой, воспринимают ее как игрушку, но потом начинается настоящая работа, требующая времени и усилий. Ребятам это быстро надоедает. На уроках материал преподносят в игровой форме, однако дома этого нет. А домашние занятия в нашем деле главное. Если музыкант каждый день не тренируется, как спортсмен, навык не нарабатывается. Если ребенок не добивается результата, пропадает интерес к занятиям.

— Как организовано обучение в музыкальной школе?

— Уроки по специальности проводят индивидуально 2 раза в неделю. С 2-го класса, когда ребенок немного освоил инструмент, начинаются занятия в ансамбле. Также юные музыканты посещают сольфеджио, а с 4-го класса — уроки по музыкальной литературе. Предметов не так много, но они требуют внимания, само­отдачи.

— Все ли ученики попадают в ансамбль?

— В школе небольшое струнно-смычковое отделение: три учителя по классу скрипки и один по вио­лон­че­ли, поэтому учащихся около 40. Все обучаются в классе ансамбля. Есть старшая и младшая группы. Стараюсь, чтобы все выступали на концертах и конкурсах. Если успеваемость ребенка этого не позволяет, то ребенок участвует только в репетициях. Игра в ансамбле необходима скрипачу как оркестровому музыканту, это способствует повышению исполнительского мастерства.

— В текущем году вы признаны лучшим руководителем детского творческого коллектива столицы и получили звание «Минский мастер». В чем секрет успеха?

Читайте также:  Несут свой крест

— Наверное, в любви к тому, что делаю. Ансамбль создала 10 лет назад. В 2016-м мы защитили звание образцового. Готовились к этому не один год. Принималось во внимание участие в различных мероприятиях: городских, республиканских и международных конкурсах, выступления на концертах. В ­2017-м подтвердили звание в рамках Минского городского фестиваля народного творчества «Сузор’е» и стали лауреатами. Это очень почетно. Нужно понимать, что каждый год состав ансамбля обновляется — приходят второклассники, а семиклассники уходят. Хотя некоторые выпускники продолжают посещать репетиции и участвуют в концертах. Приходится буквально с нуля ежегодно нарабатывать тот репертуар, который был у коллектива, менять подходы в работе, концертную программу. Все время показывать стабильный результат сложно, но мы стараемся.

— Что влияет на выбор композиции для репертуара?

— Для ансамбля программа составляется так, чтобы она звучала концертно, интересно и в то же время была доступна для понимания и воспроизведения детьми. Зачастую переписываем партии, делаем аранжировки, переложения, подстраивая их под возможности коллектива. Нередко занимаемся этим на репетициях вместе с учениками. Так они учатся творчески мыслить. Для индивидуального обучения программу выбираем исходя из возможностей и успеваемости ребят, ведь все они разные.

— Какие преимущества у детей-скрипачей?

— Занятия на скрипке развивают усидчивость, ин­тел­лек­туаль­ные способности, мышление. Творчество обогащает духовно. Ребята учатся организовывать время, преподносить результат ­своей работы наилучшим образом. Чтобы выступать на сцене, нужно держать эмоции под контролем. Это большой опыт. С возрастом ученики понимают, что умеют то, чем не могут похвастаться другие сверстники.

— Насколько важно иметь качественный инструмент для обучения?

— Для малышей это не так важно. Каждые 2 года скрипку нужно менять, ведь ребенок растет. В старших классах помогаем родителям выбрать подходящий, чтобы он звучал достойно и был доступен по цене. Им самим сложно определить, где качественная скрипка, а где нет. От того, насколько хорошо она сделана, зависит выступление не только сольное, но и ан­самбля. Сейчас в магазинах большой выбор скрипок, но в основном китайского производства, советских почти не осталось. В ходу инструменты немецких, чешских мануфактур XIX — начала XX века. Если родители видят, что ребенок намерен продолжать музыкальную карьеру, то находят деньги на качественный инструмент.

— Чем занимается городская методическая секция струнно-смычковых инструментов?

— Информируем преподавателей нашей отрасли о новых методиках, организуем мероприятия по обмену педагогическим опытом: конференции, мастер-классы, открытые уроки ведущих педагогов-музыкантов Беларуси и зарубежья. Регулярно проводим Минский городской открытый конкурс юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах «Весенние струны» имени Г. Б. Мысливчика. Для учащихся это прекрасная возможность показать свое мастерство как сольно, так и в составе коллективов. В целом наша работа направлена на эстетическое и духовное воспитание детей, повышение их исполнительского мастерства и профессиональное развитие.