Человек и его время

Владимир Белохвостов: «Знать город и цену денег»

строительство дворца республики, минск

С чем пришлось столкнуться городским властям в начале 1990-х, как удалось убедить граждан экономно расходовать воду и почему за товариществами собственников будущее, рассказал председатель Совета старейшин при Мингорисполкоме Владимир Белохвостов

Владимир Белохвостов
Владимир Белохвостов

— Владимир Максимович, в прошлом вы — заместитель председателя Минского горисполкома и министр жилищно-коммунального хозяйства страны. Однако первая ваша должность в руководстве столицы суверенной Беларуси — председатель Первомайского районного Совета народных депутатов города Минска, который в первые годы независимости страны выполнял функции как представительной, так и исполнительной власти.

— Это были 1990-1993 годы, которым предшествовали большие изменения в обществе. На предприятиях создавали советы трудовых коллективов. Проводили выборы руководителей на альтернативной основе, процветало кооперативное движение. На эти годы пришлись крушение СССР и первый очень тяжелый период становления суверенитета Беларуси. Время труднейшее: заводы стоят, инфляция зашкаливает, ни на что не хватает денег (ни у людей, ни у власти), магазины пусты, бесконечные протесты и митинги.

— Как в таких условиях удавалось найти консенсус?

— Слушать других и предлагать самому. Один депутат как-то за­явил, мол, дайте возможность и я в течение года заработаю столько денег, что ими можно будет обклеить все стены Первомайского райсовета. Пришлось объяснить, что главная задача Совета — не зарабатывать, а разумно тратить бюджетные деньги. Их должно хватать и на здравоохранение, и на образование, и на содержание жилищного фонда, и на многое другое. А ведь тогда люди даже в больницу, случалось, шли со своими простынями, в столовую там же обедать со своими ложками и вилками. Не хватало всего.

— В 1993-2003 годах вы были заместителем председателя горисполкома по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике. Должность во все времена непростая, а в те первые постсоветские годы тем более.

— Как я, руководитель, мог тогда чувствовать себя хорошо, когда, даже просто проезжая по улицам, видел облезлые фасады домов, провалившиеся тротуары, запущенные скверы? А денег, чтобы все это исправить, в бюджете города попросту не было.

Поэтому управление городом осуществлялось в ручном режиме. Каждый день решали, какой организации выделить средства из имеющихся в городском бюджете, чтобы была максимальная польза: сегодня — конкретной больнице, завтра — предприятию, послезавтра — на строительство метро. Руководству столицы требовалось досконально знать и городское хозяйство, и цену денег, чтобы тратить их наиболее рационально.

В то же время именно в начале 2000-х был достроен железнодорожный вокзал, который сегодня является одной из визитных карточек Минска. До этого его 10 лет возводили за счет средств республиканского бюджета. И только когда по поручению Главы государства за его строительство взялся город, вокзал заработал.

Так дело обстояло с еще одним столичным долгостроем тех времен — Дворцом Республики. По поручению Президента его до­страи­ва­ли при непосредственном руководстве Мингорисполкома. Обе стройки курировали лично глава городской администрации Владимир Ермошин и его первый заместитель Геннадий Сенькевич. Они хорошо знали данную отрасль.

дворец, республики— В вашу бытность министром ЖКХ (2003-2011) в отрасли произошел целый ряд знаковых перемен. Когда на заседании президиума Совмина премьер-министр сказал, что в течение полутора лет счетчики воды будут установлены во всех квартирах страны, хихикнули даже некоторые члены правительства. Не верили, что это можно сделать за столь короткое время. Но вам все же удалось.

Читайте также:  Кино и космос

— Сказалась не только настойчивость правительства, но и поддержка людей.

Но одно дело, когда человек воспринимает это абстрактно. И совсем другое, когда он начинает понимать, сколько за свой протекающий унитаз ему придется заплатить. Когда некоторые жильцы увидели, что за водопотребление после установки счетчиков они стали платить на треть меньше, остальных особо агитировать не пришлось.

— Большое внимание как министр вы уделяли и созданию товариществ собственников жилья. Сегодня также убеждены, что это был правильный шаг?

— Уверен, за товариществами будущее. Мы изучали опыт многих стран. В одном немецком городе нам рассказывали, как долго не могли приучить к порядку переселенцев из СССР. Те расписывали стены, мусорили в подъездах, били лампочки, то есть вели себя как на бывшей родине, где все это было государственным. Кто-то обязан за ними убирать, красить, восстанавливать освещение. «И как перевос­пи­та­ли?» — спрашиваем. «Поставили видеокамеры. Видим, разбили что-то — выставляем счет, сломали — то же самое, разрисовали стены — перекрасили, а счет на оплату услуг — опять же им. Через год люди изменились. Поняли, что это общая собственность и поддерживать ее в порядке тоже дело общее».

В домах, где созданы товарищества, соседи также не дадут спуску за подобные действия. Ведь за все приходится платить из общего кармана.

Однако, будучи министром, я настаивал, чтобы избрание председателей товариществ согласовывали с органами местной власти. Если у человека проблема в доме, он в первую очередь винит городскую власть. Поэтому председатель товарищества должен чувствовать себя частью этой власти, разделять с ней ответственность за все, что происходит в доме.

— Тогда же вы говорили, что не против отдать многие работы по обслуживанию жилищного фонда в частные руки. Сейчас вы придерживаетесь такого же мнения?

— Я внимательно слежу за нынешней ситуацией в городе. Например, как работают хаус-мастера. Это правильный шаг, потому что ЖКХ включает 70 профессий. Если человек рукастый, мастеровитый, он и отопление сумеет запустить, и электропроводку починить, и замок врезать. И будет это делать с удовольствием, если ему за это доплачивать.

На Совете старейшин планируем более детально изучить и проанализировать данную ситуацию.

— В чем вы как председатель видите главную задачу Совета старейшин?

— Она определена его статусом: это консультативный орган для руководства Мингорисполкома. Каждый из 25 членов Совета старейшин в свое время руководил Минском или его районами, поэтому знает многие проблемы города. У каждого большой управленческий опыт по решению возникающих задач.

Мы проводим свои заседания в администрациях всех районов города, на базе многих столичных предприятий и организаций. Одно состоялось недавно в технопарке «Великий камень». Чуть более месяца назад обсуждали проблемы столичного здравоохранения на базе 2-й городской клинической больницы.

Протокол каждого заседания со своими предложениями передаем руководству города. И рады, что к ним прислушиваются.