Точка зрения

Кино, ты космос!

Человек на Луне, фильм

Чем хорошее кино отличается от очень хорошего

Чтобы понять разницу, возьмем две схожие картины: российскую «Время первых» и недавно вышедшую американскую «Человек на Луне». Первая появилась на больших экранах в 2017-м и рассказывает о выходе человека в открытый космос. Вторая повествует о высадке американских астронавтов на Луну. Оба фильма хороши, но, не побоясь навлечь на себя гнев поклонников российского кинематографа, скажу: американский космос в этот раз оказался ближе.

«Время первых» — это больше история о дружбе и героизме. Такое добротно скроенное полотно, на которое посредством коротких мазков постарались нанести все ключевые элементы человеческого подвига. Вот два героя, Алексей Леонов и Павел Беляев. Один — безбашенный и рисковый, второй — рассудительный и хмурый. Им предстоит задача сложнейшая, в каком-то смысле невыполнимая. Вокруг них постоянно вьются генерал Каманин в исполнении Анатолия Котенева и идейный вдохновитель советской космонавтики Сергей Королев, которого сыграл Владимир Ильин.

Время первых, фильм«Человек на Луне» — картина более камерная. Несмотря на то что тут есть и военные, и ­НАСА. Но все это как-то вскользь. Главный герой здесь — Нил Арм­стронг. Обычный, в общем-то, человек, которого в самом начале фильма постигает большое горе: от тяжелой болезни умирает маленькая дочь. И теперь главным делом его жизни становится работа, он одержим ею, а жена и двое сыновей — опять-таки где-то там, на втором плане. На первом — Луна и космос. Причем даже не тот, бескрайний и темный космос, а внутренний космос героя, возможно, еще более непостижимый и загадочный. Окружающие пытаются пробраться туда, задать вопросы: «Нил, ну как ты?» Но тщетно. Понять героя предлагается зрителю.

В обоих фильмах очень сильные актерские работы. Евгений Миронов и Константин Хабенский верны себе, они органичны и на Земле, и за ее пределами. Райан Гослинг (Нил Армстронг) вообще умудрился спрятать за, казалось бы, аморфной игрой невероятный нерв и переживания своего персонажа. И это воздействует с удвоенной силой. Что было лишним во «Времени первых», так это попытки показать, как за космической программой следили в Политбюро. Нет, ну правда: для чего мне видеть слегка комичного Брежнева? Для чего постоянно в кадре генерал-Котенев? Всем понятно, что давили на космонавтов со всех сторон. Разве это главное? В «Человеке на Луне» политика вообще в стороне. Да, космическая гонка упоминается, но опять-таки между делом. А американский флаг на поверхности Луны вообще едва-едва попал в кадр. В кадре — Нил Арм­стронг. Все остальное неважно. И никаких тебе пафосных речей после полета и радостной встречи на Земле. Простая человеческая история. И это действительно стоит увидеть.