Образование

В тестовом режиме

сдача ЦТ

Повлияла ли новая методика подсчета баллов ЦТ на содержание тестовых заданий, и что нужно знать, чтобы успешно сдать испытание

В холле Лицея БГУ электронное табло. На нем информация, в каких ауди­то­риях и по какому предмету проходит репетиционное тестирование (РТ). Такой навигатор помог быстро определиться и мне. Взглянув на экран, я уверенно направилась в кабинет, где должно было состояться пробное испытание по русскому языку. Последний раз ЦТ писала в 2006 году. Тогда итоговый результат меня порадовал: 80 баллов. Когда поступила в университет, о тестах забыла. Конечно, правила орфографии и пунктуации знаю, ведь с текстами работаю по долгу службы, а вот, скажем, виды подчинительной связи в словосочетаниях определить с ходу затрудняюсь.

результаты ЦТПоэтому на РТ шла с особым волнением, вдруг мои познания окажутся на ничтожном уровне. Еще больше переживала из-за технической части: как разобраться в бланке ответа, который видела в последний раз 12 лет назад.

В аудитории вместе со мной в этот день писали РТ около 20 человек. Все, кроме меня, школьники. Преподаватель лицея, проводивший пробное тестирование, видимо, обратив внимание на мой возраст, стал более подробно разъяснять нюансы заполнения бланка. Многие ребята и без подсказки самостоятельно оформляли листок с результатами.

Я то и дело подсматривала у соседки по парте, в правильной ли клеточке пишу номер предмета или ауди­то­рии. Стало неловко, вдруг подумают, что тетя списывает.

Варианты тестов раздали — пошел отсчет времени. На русский язык отводится 120 минут, в тесте 40 заданий.

Чтобы получить максимальное количество баллов на ЦТ при новой системе подсчета результатов, следует, как и прежде, справиться со всеми заданиями теста. По словам директора РИКЗ Юрия Миксюка, итоги тестирования, подсчитанные по старой и новой методикам, начиная с ­70-75 баллов практически совпадают.

Замечу: темы, по которым проверяли знания абитуриентов, остались практически неизменными. Единственное, чего не обнаружила, так это заданий по орфоэпии. Про себя подумала: повезло ребятам. Я в свое время вынуждена была вести орфоэпический словарь, куда записывала сложные с точки зрения ударения слова, а потом перед сном их в буквальном смысле зазубривала.

С чем справилась особенно быстро, так это с заданиями, где нужно было верно расставить знаки препинания или найти стилистические ошибки в предложениях. Труднее всего дались определения частей речи и способы образования слов. Времени на написание теста едва хватило. Минимум 20 минут потребовалось на то, чтобы перенести ответы с черновика в чистовой бланк.

Результат моего РТ будет известен через 10 дней. Его я жду с нетерпением, ведь проверить себя решила не случайно. Министерство образования Беларуси анонсировало изменения в методике подсчета баллов ЦТ, которые станут актуальными уже во время нынешней вступительной кампании. Вокруг этой темы возник небывалый ажиотаж. В первую очередь потому, что мало кому понятно, каким образом будут определять результаты абитуриентов.

— Итоговый балл РТ вас удивит, — обратился ко мне заместитель директора по учебной работе Лицея БГУ Игорь Варакса.

По крайней мере, ребята, которые уже получили результаты ЦТ, высчитанные по новой методике, заметили: они выше ожидаемых. Именно этот нюанс вызывает больше всего споров в Интернете. Зачем потребовалось улучшать позиции абитуриентов в конкурентной борьбе за студенческий билет?

В Республиканском институте контро­ля знаний (РИКЗ) введение новой методики аргументируют так: прежняя система подсчета баллов ЦТ не показывала уровня знаний абитуриентов, а лишь их ранжировала, то есть выставляла по рейтингу между собой. Если большинство ребят правильно отвечали на одно и то же задание в тесте, за него они ничего не получали. Ситуация складывалась так, что знания, которыми обладаешь ты и большинство твоих сверстников, не имеют никакой ценности. Таким образом, ребенок, имея в школьном аттестате 7 баллов, мог на тестировании получить лишь 30, а то и меньше. А потом обвиняли учреждение общего среднего образования и учителей, якобы они завышают отметки ученикам.

Читайте также:  С новой строки

Каждому заданию присваивается первичный балл от 0 до 2. Например, в одной из позиций части А может быть несколько ответов. Если все из них отметил верно, получишь 2 балла. Сделал ошибку, указав не все, поставят 1. А 0 баллов — за полностью неправильный ответ. В тестах по русскому языку можно набрать 80 первичных баллов. Для этого следует сделать все задания без ошибок. Такой результат приравнивается к максимальным 100 баллам. Именно от него отталкиваются, выстраивая рейтинг остальных сертификатов.

Теперь баллы будут считать иначе. Речь идет лишь об изменении математической формулы, а не о содержании тестов в принципе. Уровень их сложности остался прежним, в чем убедилась лично, пройдя РЦ по русскому.

— Новая система довольно проста, — заметил Игорь Варакса. — Вместе с результатами пробного тестирования вы получите методичку, где расписано, каким образом подсчитывали результат.

Главное, что сейчас каждое задание имеет свой вес. Кроме того, учитывают и частично правильные ответы. Это повышает самооценку абитуриента. Пробное тестирование системы состоялось во время прошлой вступительной кампании. В итоге вырисовалась следующая картина: абитуриенты получали результат, примерно равноценный их отметке в аттестате. Справедливость восстановлена.

Но, по словам Игоря Вараксы, какую бы систему подсчета баллов ни приняли, все равно конкурируют за студенческий билет те, кто обладает высоким уровнем знаний и справляется с максимальным количеством заданий.

_____________________________________________________

Как готовиться к централизованному тестированию

Игорь Варакса ведет факультативные занятия по подготовке к ЦТ по физике у лицеистов. В прошлом году средний балл тестирования по этому предмету у его выпускников был 82! Сдавали 100 ребят.

Он замечает: чтобы справиться с итоговым испытанием, необходимо знать предмет, спецификацию теста (то есть понимать, какие темы учить). Не всё, что есть в школьной программе, находит отражение в ЦТ.

— В мае и июне популярны месячные или даже недельные курсы по подготовке к ЦТ. Деньги потратите, а знаний не прибавится. Абитуриент должен находиться в тонусе весь год: знать, какие темы прошел, что усвоил хорошо, а где есть пробелы, — говорит Игорь Варакса.

В Лицее БГУ на факультативах преподаватель предлагает ребятам собственно разработанный план тренировок, рассчитанный на учебный год.

— Мы решаем с лицеистами все задачи, которые встречались на РТ и ЦТ с 2003 года! — рассказывает педагог.

Дети занимаются по интерактивным пособиям. Суть ноу-хау в том, что к каждой задачке прикреплен QR-код. Наводишь на него смартфон — получаешь по ссылке ход решения в виде небольшого видеоурока, где учитель подробно объясняет, стоя у доски, каким способом можно получить верный ответ.

— Подготовил лицензионный договор с РИКЗ, чтобы издать наши вспомогательные материалы. Тогда такие умные пособия будут доступны для подготовки к ЦТ не только лицеистам, но и другим абитуриентам. В планах — создание подобных материалов по математике, химии, биологии и другим предметам, — сообщает Игорь Варакса.