Экономика

Энергетическая перезагрузка

белАЭС

Как изменится наша жизнь после запуска Белорусской атомной станции? Что будет с ценами на электричество? От чего нам придется отказаться, а к чему привыкнуть? Что будут делать энергетики с излишками своего до сих пор дефицитного товара? Большое совещание по энергетике у Президента — повод задаться этими вопросами и вместе поискать на них ответы

Отказ от «вредных» энергетических привычек ожидает нас в ближайшие годы. Беларусь всегда зависела от импортных энергоносителей, но в этом году впервые обошлась без покупки электричества (результат модернизации нашей энергосистемы) за рубежом. А в ближайшие годы с открытием атомной электростанции в Островце получит свою электроэнергию в достатке и даже больше. Это, безусловно, повышает энергетическую независимость страны, о которой мы говорили не одно десятилетие. Но надо учиться жить по-новому, причем всем.

А это задача со звездочкой и для правительства, и для местной власти, и для всех жителей. И начинать решать ее нужно уже сегодня. Пока мы потребляем электроэнергии в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах. А значит, есть куда идти. И есть над чем думать.

В производстве

В Минске примерно полмиллиона холодильников, столько же телевизоров и микроволновок. Квартиры горожан освещают как минимум десять миллионов лампочек. Но это капля в море электропотребления в столице. Львиная доля приходится на заводы. Собственное атомное электричество — новые возможности для промышленных предприятий, которые пока питаются энергией в основном газовой. А здесь к месту будет классический пример, на который не раз ссылался Владимир Семашко — бывший вице-премьер, а с прошлой недели посол Беларуси в России: Минский автозавод и российский КамАЗ, которые продают свои грузовики на одних и тех же евразийских рынках, тратят на электричество совершенно разные суммы. МАЗ платит 11 центов за киловатт-час, камский завод — всего 4,5. Как сохранить лицо в конкурентной борьбе с такими стартовыми данными — непростая задача для минских маркетологов. Стоит ли продолжать сравнение на примере других промышленных гигантов Минска?! Энергетическая перезагрузка ближайшего десятилетия поможет выровнять эту ситуацию.

На транспорте

Минск всегда делал ставку на электротранспорт. И в советское время, и сейчас наша столица — мировой лидер по количеству троллейбусных маршрутов (их даже больше, чем в Москве)! Новое время диктует новые подходы. Несколько лет назад на улицы города вышли гибриды — электробусы. На нескольких троллейбусных маршрутах эти машины полностью заменили привычных «рогатых». И это тенденция на ближайшие годы. Столица здесь законодатель моды и в производстве. Минскими электробусами интересуются не только в крупных городах Беларуси, но и в соседних России и Украине. Привлекают цена и качество. А вот электротрактор пока экспериментальная новинка минского завода. Эта гибридная модель еще не может обойтись без привычного дизеля, но классического топлива использует значительно меньше. «Беларус-3023» — кстати, серебряная медаль на авторитетной выставке в Ганновере — сейчас проходит испытания в поле.

На собственном автомобиле

Частный электромобиль на минской улице пока белая ворона. Таких машин в нашей столице не больше сотни, а зарядные станции можно пересчитать по пальцам. Но за таким транспортом будущее. Во многих странах правительство стимулирует при­обретение электротранспорта, увеличивая, скажем, налоги на бензиновые машины, как в США. А в Норвегии субсидии и освобождение от транспортного налога сделали такую покупку куда привлекательнее. В Осло в разы повысили электромобилизацию горожан. Над подобной формулой думают и у нас. Пока среди минчан, предпочитающих «электротягу», обладатели импортных машин. Но уже в следующим году в этом семействе белорусская премьера — первый отечественный электромобиль. Создали механизм столичные ученые. Но думать нужно, конечно, шире. Минские «спальники» проектировали по старым канонам. В новых районах градостроители обе­щают предусмотреть инфраструктуру и для электромобилей.

В быту

Небольшой пример —  жилой район Уручье. Кстати, именно он считается в городе одним из самых экологически чистых. Но дело не в этом. Местные домохозяйки пользуются исключительно электроплитами. Так уж сложилось исторически. В 1980-е годы — период массовой застройки спальных районов Минска — это была мера вынужденная. Ведь газификация обошла стороной эту городскую окраину. Да и о цене голубого топлива тогда вряд ли кто задумывался. Теперь же уручанский опыт из исключения перейдет в правило. Все новостройки будут оборудованы исключительно электроплитами, а в старых домах газовые конфорки постепенно заменят на электрические. Кстати, над этим уже сегодня стоит задуматься белорусским производителям газового оборудования. Смогут ли они проявить гибкость? Но, как говорится, хочешь жить — умей вертеться! Да и в частном секторе, а его тоже немало в столице и окрестностях, ставку сделают на электричество. Именно оно, а не газовые котлы, как считают в правительстве, должно использоваться для подогрева воды. Так живут все европейские столицы, тоже неизбалованные низкими ценами на газ, так будет жить и Минск. Не сразу, конечно. Думаю, десяток-другой лет на изменение нашего энергетического сознания понадобится.