Театр

Армия на пуантах

большой театр, балет,кордебалет

Не ищите имен этих артистов в театральных программах. Кордебалет — герои фронта, но главное — тыла балетного спектакля

Сколько бы человек ни было на сцене, каждый на виду — таков театральный закон. Если танцовщик, десятый с краю в последнем ряду, схалтурит, зритель может запомнить именно это, а не 32 фуэте, которые показала прима-балерина. Сцена — большое увеличительное стекло, поэтому здесь нет главных и неглавных героев. Кордебалет — очень важные и нужные люди в конструкции хореографической постановки.

Это самая многочисленная часть балетной труппы Большого театра Беларуси — добрая сотня балерин и танцовщиков, которые участвуют в массовых сценах. Своим кордебалетом Большой театр Беларуси может гордиться: артисты танцуют с полной отдачей, умеют передавать все оттенки спектакля и интонировать темы главных героев. Отдельным персонам кордебалета даже поручают небольшие сольные партии.

Об этом поведала народная артистка Беларуси Татьяна Ершова, которая начала заниматься педагогикой, будучи ведущей солисткой балета. Ее стаж педагога-репетитора насчитывает почти три десятка лет.

большой театр, балет,кордебалетМы встретились перед спектаклем. Дождались, пока Татьяна Михайловна провела последнюю репетицию. В этот вечер давали романтический балет Цезаря Пуни «Эсмеральда». Спектакль поставлен 19 лет назад народным артистом СССР Никитой Долгушиным. Именно кордебалет должен воссоздать здесь атмосферу Парижа конца XV века с его колоритными ворами и бродягами, цыганками-плясуньями на площадях…

— У нас большая труппа в основном за счет кордебалета, потому что спектакли идут параллельно и на выезде, и на базе. Артисты, которые создают обрамление солистов, очень востребованы, — говорит Татьяна Ершова в перерыве между репетициями. — Труппа формируется из выпускников столичной хорео­графической гимназии-колледжа. Абсолютно все проходят через кордебалет — это грамотная традиция. Редчайший случай, когда из училища — сразу в солисты. Развитие идет постепенно: хорошо танцуешь в кордебалете — попадешь в четверку в «Лебедином озере», дадут вариацию, а там, глядишь, уже и сольная партия. Но так бывает не всегда. Многие балерины всю творческую жизнь работают только в кордебалете. Не знаю, как теперь, а раньше в Кировском театре даже присваивали звание «Заслуженный артист кордебалета». У нас — увы. Я очень хорошо отношусь к артистам кордебалета. В их рядах есть просто выдающиеся, незаменимые личности. Навскидку приведу одно имя — Мария Филимонова, она сейчас работает у нас костюмером.

большой театр, балет,кордебалетУ кордебалета бывают свои минуты славы и звездные часы, говорит педагог. Например, когда балерины в 3-м действии «Баядерки» выходят в образах теней. Минимум приемов, движений и максимум выразительности. Да, не всех из кордебалета переводят в солисты. Природа-матушка так распорядилась: одному дала божий дар, а другому — нет, у кого-то пропорции тела идеальные, есть сила, здоровье, а у кого-то с этим похуже. Даже толщина связок и подъем стопы у всех разные. Но разве из-за этого нужно расстраиваться?! Или уходить из профессии, которую любишь? Профессия, прекрасная и жесткая, сама делает отбор.

Рабочий день артиста кордебалета начинается в 10:00 с разминки, разогрева мышц. Затем репетиции, прогоны. Предусмотрены и перерывы на отдых, но после обеда снова работа, а вечером спектакль, который заканчивается ближе к 22:00. И так изо дня в день, из года в год. Выходной — понедельник.

Читайте также:  Душа – распетая и распятая

Эта профессия требует многого, но и многое дает. Большой минус — на пенсию выходят, набрав 20 лет стажа, а это значит, в 38 лет. Молодые пенсионеры!

О своем зрелом возрасте многие артисты кордебалета задумываются в юности. Люди организованные, они работают в театре и одновременно получают второе образование, причем нередко далекое от творчества. Так что бывшую балерину можно встретить где угодно: и в бухгалтерии, и в торговом центре…

большой театр, балет,кордебалетПока мы изучали закулисье и разговаривали с артистами, их гримировали, они разминались, облачались в костюмы. А когда начался спектакль, появилась возможность поговорить с народным артистом Беларуси, ведущим мастером сцены Игорем Артамоновым, который так же, как и Татьяна Ершова, работает педагогом-репетитором и репетиции в этот вечер уже завершил.

— А вы работали в кордебалете?

— Пять лет. При этом исполнял сольные и ведущие партии. Пока не получил соответствующую категорию, считался артистом кордебалета, — говорит Игорь Артамонов.

— Обидно не было?

— Было тревожно, хотелось идти дальше. Но опыт работы в массовых сценах дорогого стоит: лучше чувствуешь спектакль.

— А теперь скажите как педагог: кого труднее воспитать — солиста или кордебалет?

— Кордебалет. Люди обязаны научиться делать одно па все вместе и в едином рисунке, а это очень сложно. Мы добиваемся, чтобы вчерашние выпускники колледжа были настоящими артистами, создавали настроение спектакля. Если кордебалет плохо отыграет мизансцену, солист ее не спасет. Короля делает окружение.

— Приветствуется ли в кордебалете индивидуальность?

— Конечно. К примеру, в «Корсаре» действует не серая толпа разбойников, а пираты-личности, каждый со своими характером, пластикой. Зрителю на это смотреть интереснее, чем на 24 клона одного персонажа. И ребятам нравится играть, у них есть мини-соло. Тут кроется главная опасность: твоя индивидуальность должна грамотно сопрягаться с другими. Кордебалет — это одно целое. Да, ты умеешь прыгать выше других, но если это разваливает спектакль, умерь свой пыл. Ты умеешь танцевать лучше других? Замечательно. Вот репетиционный зал — докажи.

— Ротация в кордебалете большая?

— Приличная. Бывает, что поработает человек и… уходит из профессии. Балет — каторжный труд. С 10 до 11 утра ты уже весь мокрый, надо надевать новый комплект одежды. А впереди еще репетиции и вечерний спектакль. Заставлять себя работать каждый день на пределе своих сил могут единицы. Одни уходят, а из колледжа приходят другие.

— «Деды» держат «новобранцев» в черном теле? Как-никак почти сто человек. Маленькая армия.

— В кордебалете есть костяк артистов, на который я опираюсь. Как педагог-репетитор могу заставлять кордебалет повторять прием или мизансцену до бесконечности, чтобы станцевали так, как мне нужно. Но ведь у нас не один спектакль в неделю, а три, плюс выездные, репетиции — напряженка. Поэтому ребята постарше могут сказать кое-кому: «Хватит дурака валять. Если мы из-за тебя сделаем еще пару повторов, поговорим по-другому…» Так было всегда. Помню, давным-давно на репетиции «Спартака» один парень присел, вроде бы нога заболела. После репетиции к нему подошли «старички»… Он выздоровел сразу и навсегда.