Партизанский район

Плясать от печки

музей спадчына

Здесь все стилизовано под деревенскую избу. Рушник в красном углу, печь. Музей «Спадчына» средней школы № 87 знакомит с укладом жизни белорусских селян

— Экспозицию стали создавать в конце 1990-х, тогда она помещалась всего на одной полке в кабинете белорусского языка и литературы, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Ирина Кононкова. — Постепенно материалы накапливались, и осенью 2002 года в школе открыли этнографический музей.

Глиняные жбаны, в которых селяне хранили молоко и сметану, чуть поодаль деревянные ступы, ковши, рядом серпы, лампы, безмены. Экспозицию, а она насчитывает более 150 предметов, собирали со всех регионов Беларуси буквально по крупицам.

— Богатая музейная коллекция — заслуга его основательницы Аллы Брониславовны Куксовой, — уточняет заместитель директора. — Она долгое время работала учительницей белорусского языка и литературы и постоянно пополняла этнографическую экспозицию.

музей спадчынаКак сеяли хлеб, сушили лен, молотили ячмень и пшеницу — обо всем этом посетителям расскажут старшеклассники, которые сами проводят в музее экскурсии.

— Моя прабабушка Софья Федоровна Кроликова родилась в 1933 году, — говорит десятиклассник Владислав Хоменко. — Она хорошо помнит, как в детстве обрабатывала землю, жала серпом. Серп и мотыга до сих пор хранятся на чердаке: они дороги прабабушке как память.

В нынешнем году средняя школа № 87 отметила 55 лет со дня своего основания. Впервые она распахнула двери для учеников 1 сентября 1963-го.

Владислав собирается поступать в Белорусскую государственную академию искусств, поэтому национальная культура ему особенно интересна. Парень считает: в ней душа народа, его самобытность.

— Экспозиции посвящены традиционным ремеслам — изготовлению изделий из дерева, металлообработке, гончарству, — обращая внимание на редкие экспонаты, вводят в курс дела Лиза Голубец и Милана Яковцова. — Здесь много глиняной и металлической кухонной утвари, орудий труда. Особая гордость музея — стилизованная деревенская печь, созданная руками учителя труда Владимира Сушкова.

Издавна печь называли царицей избы: она обогревала дом. В печи готовили, сушили яблоки и грибы, на теплой лежанке спали старики и дети.

музей спадчынаШкольницы поясняют, что рядом традиционно стояли кочерга, чтобы перемешивать дрова и угли, ухваты для чугунков и сковороды. Все эти предметы народного быта можно также увидеть здесь.

— По диагонали от печи находилось самое почетное место в избе — красный угол, — продолжают юные экскурсоводы. — Там висела убранная вышитыми рушниками икона, за которой хранили святую воду, грамнічныя свечи, веточки вербы, и стоял стол, куда усаживали особо дорогих гостей.

Читайте также:  Секрет успеха

Сегодня в школьном музее хранятся также самотканые рушники, женские рубашки и фартуки, мужская одежда, плетеные из лыка лапти. Бесценные экспонаты собирали педагоги, ученики, отдавали в дар горожане.

Из деревни Новоселки, что в Поставском районе Витебской области, в столичный музей попал редкий духовой музыкальный инструмент окарина.

— По технологиям наших предков ее воссоздал и вылепил из глины современный мастер Сергей Щерба, — сообщает Ирина Кононкова. — Педагоги привезли необычную свистульку из экспедиции, она вызывает у детей огромный интерес.

музей спадчынаСовременным девчонкам и мальчишкам трудно поверить, что сливочное масло, к примеру, раньше не покупали в магазине, а делали вручную — взбивали в маслобойке. То же самое касается хлеба: его пекли в каждой семье. Педагоги отмечают: ребята с увлечением открывают для себя удивительный мир прошлого. Экскурсии в музее проводят не только для учащихся 87-й школы, но и для учеников всего Партизанского района.

— Отдельный уголок музея посвящен обработке льна, — отмечает Ирина Викторовна. — В октябре его мяли, трепали, чесали, в ноябре начинали прясть на веретене. Мастерство ткачества передавали от матери к дочери.

Вот какие воспоминания Ольги Петровны Жарской сохранились в архиве музея: «С детства училась прясть и ткать. Было нелегко, пыли наглотаешься, что в горле дерет. Работать надо, а то мама не отпустит на следующий день на вячоркі. Терпела, уж больно танцевать хотелось».

 — Такой тяжелый физический труд современным ребятам не снился, — улыбается заместитель директора.

Школьникам также рассказывают, что пряжу наши предки умели окрашивать. К примеру, черный цвет давала кора крушины или дубовая листва; желтый — кора ольхи с добавлением мешочка с пеплом, зеленый — отвар свежих березовых листьев.

— Уже традиционными стали праздники «Восеньскi кiрмаш», «Лестница успеха», «Школьные звезды», «Вот и стали мы на год взрослей». Проводим спортландию между учителями и учениками «Стартуют все», научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», — отметил директор СШ № 87 Виктор Ковальчук. — Наши учащиеся — постоянные победители районных и городских олимпиад, конкурсов, соревнований. Большинство выпускников становятся студентами высших учебных заведений. Основная задача школы — дать ребенку знания, помочь найти свое место в обществе, стать успешным.