Экономика

«Белкоммунмаш»: миссия выполнима

Белкоммунмаш

О том, как развивается предприятие, куда уйдут на экспорт минские электробусы, какие планы вынашивают его конструкторы, рассказал генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимир Король

Сегодня компанию «Белкоммунмаш» хорошо знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Владимир КорольОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» производит высококлассный приемлемо недорогой городской электротранспорт. Между тем все начиналось с большой реконструкции.

После развала СССР перед Минском и другими городами Беларуси возникла проблема обновления городского транспорта. В стратегическом плане власти решили эту проблему комплексно и, как показывает время, с максимальной отдачей. В 1995-м тогда еще Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод посетил Президент. Было принято решение при поддержке государства преобразовать этот завод в компанию, которая производит современный электротранспорт для городов.

В 2009 году Александр Лукашенко, вспоминая то непростое время, отмечал: «В 1995-м здесь было тогда ремонтное предприятие, где ржавчину снимали с кузовов, доводили до ума и «выталкивали» трамваи и троллейбусы на линию. Сейчас люди создают здесь новейшие машины, машины, которых нет нигде. Разница колоссальная. Поучиться надо, как в сложных условиях работать».

— Владимир Михайлович, как «Белкоммунмаш» из обычного ремонтного завода вырос до экспортно ориентированной компании, производящей электротранспорт современного уровня?

— Предприятие создано в 1973 году. Мы ремонтировали троллейбусы и трамваи в основном для белорусских предприятий, каждый месяц количество налаженной техники доходило до 30 единиц. За первые двадцать лет существования удалось накопить достаточно опыта. Благодаря этому первый троллейбус производства «Белкоммунмаш» модели 101 сошел с конвейера в 1994-м. А в 1998-м предприятие выпустило первый низкопольный троллейбус третьего поколения, аналогов которому на постсоветском пространстве долго не было.

Позже завод начал производить и трамваи.

В 2007 году создали троллейбус четвертого поколения, при производстве которого использованы самые передовые технологии и на базе которого впоследствии будет создан первый электробус. В 2008-м «Белкоммунмаш» начал производство частично низкопольных трамваев с кузовом из композитных материалов. В 2015 году выпустили первый троллейбус, оснащенный литиевыми батареями, а через год презентовали первый белорусский электробус. Сегодня предприятие разработало четыре модели электробусов, которые вышли в серийное производство.

Белкоммунмаш— В 2012 году швейцарская компания Stadler пришла в Беларусь. Было создано совместное предприятие для строительства в нашей стране завода по производству современных электропоездов и другого электротранспорта. Помнится, нынешний директор компании Stadler Филипп Бруннер в одном из интервью сказал, что вместе с ним вы тогда ночами работали, обдумывая, как отладить и поднять производство. Значит ли это, что «Белкоммунмаш» и Stadler будут развиваться в рамках близкой инвестиционной и технологической стратегии?

— С 2012 года предприятия «Белкоммунмаш» и Stadler связывает очень многое. Stadler появился в Беларуси во многом благодаря поддержке и участию руководства и сотрудников «Белкоммунмаша»: на этапе строительства нового завода в городе Фаниполе использованы опыт, навыки и авторитет нашего предприятия. Это позволило в кратчайшие сроки запустить с нуля современное, высокотехнологичное производство. Учитывая специфику рынка СНГ, европейской компании было непросто начинать работу в совершенно новом для нее регионе. Мы помогли адаптировать швейцарские подходы к ведению бизнеса к реалиям нашей страны. В свою очередь «Белкоммунмаш» перенял опыт Stadler, например подходы к работе и способ организации производства. Многих сотрудников пригласили работать на Stadler, они прошли стажировку или обучение в Швейцарии. Часть из них вернулась обратно, принеся с собой на «Белкоммунмаш» новый ценный опыт. Сего­дня мы два независимых предприятия, однако поддерживаем тесную связь. Нам удалось сохранить деловые и дружеские отношения как между руководством двух предприятий, так и между сотрудниками.

Читайте также:  Жизнь взаймы

В настоящее время плодотворно сотрудничаем в части производства отдельных комплектующих для техники ЗАО «Штадлер Минск», выпускаемой для рынков СНГ и Европы.

— Какой электротранспорт производит ваше предприятие и какова гео­графия его экспортных поставок? Была информация, что «Белкоммунмаш» планирует создать в Индии сборочное производство электробусов.

— Наше предприятие единственное в СНГ, где под одной крышей объединилось производство колесного и рельсового пассажирского транспорта. Мы производим электробусы, троллейбусы и трамваи. Нашу технику эксплуатируют более чем в 70  городах более чем в 10 странах. «Белкоммунмаш» — экспортно ориентированное предприятие. Основные рынки сбыта — Украина, Россия, страны СНГ, Латинской Америки, Европы. В следующем году намерены учредить совместное предприятие по производству электробусов в Польше. К празднованию 45-летия «Белкоммунмаша» было приурочено подписание меморандума с нашими партнерами о создании совместного электробуса в Индии. Сейчас ведется проработка пилотного запуска электробусов в четырех городах Индии с организацией инфраструктуры для их эксплуатации.

— В чем миссия компании?

— Считаем, что сегодня недостаточно производить просто транспорт.  Миссия компании — содействовать улучшению имиджа современного города, внедряя эффективные инновационные транспортные решения с заботой о людях и об экологии. Мы в первую очередь обеспокоены экологической ситуацией в городе, поэтому прикладываем усилия для минимизации угрозы загрязнения атмо­сферы транспортными выхлопами.

— Как можете оценить темпы производства «Белкоммунмаша» в текущем году и каковы планы на 2019-й?

— «Белкоммунмаш» расширяет свое присутствие на новых рынках и укрепляет позиции на существующих, где работает давно. Темп производства увеличивается ежегодно минимум на 20 %. В 2019-м планируется увеличение количества техники: производство загружено на первое полугодие на 100 %.

— Как думаете, мог бы «Белкоммунмаш» взяться за создание в стране сети электрических зарядных станций для всех видов электротранспорта?

— В настоящее время не претендуем на эту область. Наше направление — зарядные станции большой мощности для коммерческого транспорта.

Изготавливаем опытные образцы бортового зарядного устройства для троллейбусов с максимальным зарядным током до 150 А. Следующим шагом планируется разработать и выпустить зарядные станции с током до 500 А для зарядки производимых нами электробусов.

По мере появления в модельном ряду нашего предприятия других видов коммерческого транспорта параллельно будем разрабатывать и предлагать заказчику соответствующие зарядные устройства. Одновременно с этим идет процесс создания новой линейки техники: гибридных автобусов, позволяющих экономить до 30 % топлива по сравнению с классическим дизельным автобусом, и грузовых автомобилей на электротяге, а также беспилотников.