Городское хозяйство

Подали на размен

метро, минск

Что использовали в СССР для проезда в метро вместо жетона, и на каких минских станциях подземки есть автоматы по их продаже

автомат по продаже жетонов, минскНа двух станциях минской подземки работают терминалы самообслуживания по продаже малиновых кругляшей. На «Площади Ленина» (вход со стороны железнодорожного вокзала) такой аппарат установили в июне 2017-го, на «Немиге» (вход со стороны Верхнего города) — в декабре того же года.

— Размещали автоматы именно на этих станциях с определенными целями, — рассказал начальник службы движения ГП «Минский метрополитен» Игорь Дадалко. — В вестибюле станции «Площадь Ленина» со стороны вокзала работают четыре кассы. Иногда, когда поток людей из прибывающих электричек устремляется в подземку, за жетонами и проездными выстраиваются очереди. В таких случаях автомат очень выручает. На «Немиге» терминалом чаще пользуются во время культурно-массовых мероприятий.

По словам специалиста, в среднем в день пассажиры покупают в каждом терминале примерно 250 жетонов. Вмещает такой аппарат 5 000 штук.

— Эти аппараты установили еще до того, как в метро стали широко применять для оплаты проезда бесконтактные банковские карты, — отмечает Игорь Дадалко. — Автоматы недорогие в обслуживании и оставлены для удобства пассажиров, которые пока не оплачивают проезд безналично.

Богатое прошлое

В наши дни не все пассажиры вспомнят (а большинство молодых людей вообще не в курсе), что когда-то предшественники таких разменных аппаратов размещались на всех станциях метро. Но с момента пуска в 1984 году минской подземки до 1991-го ее пассажиры оплачивали проезд исключительно пятикопеечными монетами, как и во всех 13 метрополитенах СССР. В вестибюлях станций на стенах висели автоматы для обмена 10, 15 и 20-копеечных монет на пятаки. Кстати, один восстановленный монеторазменник на 10 копеек можно опробовать сейчас в музее Минского метрополитена на станции «Могилевская».

Как рассказал давний работник метрополитена, ныне ведущий инженер службы движения по безопасности Григорий Якимков, в 1980-е в автомат засыпали до 1 000 монет, а на станциях стояли до 9 таких аппаратов — по 3 на каждый вид монет.

Но в 1991-м СССР перестал существовать, каждая республика ввела свои деньги. В начале 1990-х стали стремительно расти цены. В 1991-м проезд стоил уже 20 копеек и в прорезь турникета бросали тогда по 4 пятака. Потом использовали с этой целью 15-копеечные монеты, буквально через год проезд подорожал до 40 копеек. А вскоре тариф вырос до рубля. И пассажиры покупали 15-копеечную монету за рубль.

В Москве в это время ввели металлические жетоны, и вскоре во всех метрополитенах появились похожие средства оплаты, только разного вида. В июне 1992-го жетоны начали использовать в Минске на 1-й линии, в июле — на 2-й. Образцы разрабатывал НИИ ЭВМ, изготавливали на МЗВТ.

Первые минские жетоны были ярко-красные. Позже стали выпускать малиновые, как сейчас. С годами повышался уровень их защиты. Подделывать нынешний вариант жетонов, говорят специалисты, сложно и дорого.