Кино

Мульт личности

Игорь Волчек, шарж

Игорь Волчек: «Я никогда не работал, а всегда занимался любимым делом!»

Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Игорь Волчек — личность известная и знаковая, прежде всего в анимации. Он радушно пригласил нас в гости, чтобы поговорить о фильмах, творчестве и безумных поступках, из которых состоит вся его жизнь.

«Почеркушки»

Игорь Волчек, мультфильм— Игорь Викторович, у вас так много книг. Что-то новое появляется в домашней библио­теке?

— Из последнего — сборник стихов Юрия Роста с автографом автора: «И. Волчеку с восторгом!». Встретил его на XXV Международном фестивале анимационных фильмов «КРОК», в котором принимал участие нынешним летом.

— У вас в руках записная книжка. Уверена, вы не просто так решили ее показать.

— Во времена моей молодости было модно заводить такие записные книжки, я их называю «почеркушки». У меня подобных альбомчиков с десяток наберется. В них цитаты, афоризмы писателей, поэтов, мыслителей: Лихтенберга, Гёте, Марка Твена, Сенеки, Цицерона… С возрастом стал записывать собственные выводы. В 1960-е Ленинская библиотека была для нас своеобразным клубом, где собирались и проводили время за книгами. Старались, используя личное знакомство, выпросить у библиотекаря почитать Шопенгауэра или Ницше. Мало кто что-то понимал в этих трактатах, но знать фамилии авторов и ввернуть в разговоре умное словечко очень хотелось.

Портреты

— Ваш отец Виктор Матвеевич Волчек был учеником самого Иосифа Лангбарда и заслуженным архитектором БССР. Начинал он свой творческий путь в Ташкенте. Как семья оказалась в Минске?

— Отец окончил Ленинградскую академию художеств. Папа мог выбрать для работы любой город, но поехал в Ташкент: там давали квартиру. Перебраться в Беларусь в 1953 году ему предложил соратник по академии, председатель Госстроя БССР В. А. Король. Для меня главным аргументом для переезда было то, что смогу покататься на лыжах и коньках. В Минске мы жили на пересечении улиц К. Маркса и Ленина.

— Не могу не спросить про маму. Это ведь ее портрет на стене рядом с отцовским?

— Да… Елена Александровна. У нее был замечательный голос. Не имея музыкального образования, могла играть на разных инструментах. Кроме того, была потрясающей портнихой. Ее даже приглашали во Францию открыть ателье, но она не согласилась. Этим я в нее: получал предложения ­уехать, но не смог бы прижиться. В молодости мечтал попасть в Японию. Когда же в 2004-м довелось оказаться в Хиросиме в составе селекционной комиссии Международного анимационного фестиваля, на 5-й день записал в «почеркушках»: «С одной стороны, путешествие в Японию — шикарный подарок, с другой — комфортабельное, но заточение». Все красиво, куда ни глянь, но чужое. И еще я убедился, что в этой стране деньги просто так не платят: мы работали с 9:00 до 19:00, затем до поздней ночи шло обсуждение просмотренной программы. Еду приносили в боксах, обедали прямо на рабочем месте. Членам международной комиссии предстояло выбрать из 2 200 фильмов 63 лучших! Это была прививка против анимации.

Музыкальные и анимационные

Игорь Волчек написал мелодии более чем к 40 фильмам, в основном документальным. При этом он не считает себя композитором. Музыка остается для него самым высоким из всех видов искусства: ее нельзя пересказать, как картину или книгу. Сейчас он играет в основном джазовые композиции на синтезаторе, который стоит перед окном. Профессиональная болезнь рук не позволяет воспроизвести таких любимых классиков, как Рахманинов и Прокофьев. Но все же именно музыка привела его в анимацию.

— Владимир Пименов и Лариса Зеневич, выпускники ­ВГИКа, попросили написать музыку к мультфильму «Мальчик и птица». Стало любопытно, и я согласился. Это было в 1972 году. Именно тогда я увидел анимацию, которую снимал Юрий Борисович Норштейн, понял, насколько это потрясающее искусство, серьезное и глубокое. И запал, — признается режиссер.

Читайте также:  Что и требовалось показать

Видимо, желание овладеть мастерством режиссера анимации оказалось так велико, что Игорь Волчек при поступлении на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР (мастерская Юрия Норштейна) прошел при конкурсе 73 человека на место.

 — Если бы знал об этом, не хватило бы духу поступать. После окончания учебы спросил у Норштейна: «Почему вы меня взяли?» «Мы от тебя ждали и ждем музыкальных фильмов», — ответил он. Что имел в виду мой учитель, я не знал. Чтобы не обмануть его надежды, стал давать музыкальные названия своим фильмам: «Каприччио», «Скерцо», «Рондо — каприччиозо», «Кончерто Гроссо».

— На вашей книжной полке модели кораблей.

— Это моя страсть. Может быть, поэтому мне близки «Алые паруса» Грина. Мечтал бы жить на яхте, комфортно себя там чувствую. Нравится, что меняется картинка вокруг тебя, все в движении. Меня самого так носило в молодости: мог утром выйти из киностудии и в тот же день оказаться в Баку с друзьями. Просто за компанию. Таких безумных поступков у меня много, из них состоит вся моя жизнь.

Эксклюзив или ширпотреб

Игорь Волчек, мультфильм— Вы победитель и лауреат многочисленных конкурсов анимационного кино. Есть ли среди наград особенно дорогие и любимые?

— Я получил главный приз «Хрустальное яблоко» на XX Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси, и меня показали в программе «Время». Когда вернулся в Минск, жильцы нашего дома выложили для меня красную ковровую дорожку с 1-го до 4-го этажа. Среди тостов, которые звучали во славу победителя, был такой: «Викторович, мы тут посовещались и решили назначить тебя старшим по подъезду». Им являюсь до сих пор.

— Внуки часто в гости заглядывают? Знакомы с мультфильмами дедушки?

— Лешка и Маша принимали участие в озвучивании моих фильмов. Сейчас внучке 8 лет, внук учится в Гимназии-колледже­ искусств имени И. О. Ахремчика. Самый старший, Никита, уже совершеннолетний, а самому маленькому, Николя, полтора года. Когда внуки проявили интерес к процессу создания мульт­фильмов, я их поддержал. Реализовать себя в искусстве очень сложно, поэтому хочу, чтобы это было для них хобби. В творчестве нужно быть первым либо никаким и иметь свое лицо, чтобы тебя узнавали.

— У вас это получилось?

— Нет. Глядя на фильм, никто не скажет, что это работа именно Волчека. Мне нравится разнообразие.

— Ваша анимация все же больше эксклюзивная. А как относитесь к ширпотребу, если можно так выразиться?

— Самый шикарный ширпотреб, например, мультфильм «Жил-был пес». Его смотрят все: и эстеты, и дети. Достичь этого я был бы счастлив. Но создать такое кино очень сложно. Пример эксклюзивного мультфильма — «Сказка сказок» Юрия Норштейна, глубокое, настоящее искусство.

С чем мы сталкиваемся сейчас? Единственный способ занять детей и продолжать заниматься своими взрослыми делами — включить им мультфильмы. Замечательно! Но искусство — это духовная пища, и, как любая пища, она может быть полезной или вредной. Дети обожают чипсы, но вы же не будете их все время кормить ими, а предложите и рыбий жир. Я тоже грешен, включаю мультфильмы. Результат: разбросанные вещи. Где видел? В  мультике «Маша и Медведь». Я не против этого сериала, но нельзя забывать и о пользе. Недооценивать роль анимации в формировании личности ребенка нельзя. В  советское время снимали добрые мультфильмы для детей. Это была идеология на уровне государства, и все режиссеры четко ее придерживались. Об общечеловеческих ценностях нужно помнить и сегодня. Мы все время забываем, что на нашей земле постоянно происходит борьба Бога с дьяволом, а поле битвы — сердца людей.

Среди работ Игоря Волчека  масштабный проект «Аповесць мінулых гадоў», посвященный возникновению гербов и флагов городов Беларуси, и мультипликационный сериал «Несцерка» о самом популярном персонаже народных легенд и преданий.