Среда обитания

И стены помогают

фитостена

Зеленые оазисы могут появиться в столичных школах и детских садах

Как сделать атмосферу в школах и детских садах более благоприятной для ребят? Решение предложили ученые Института био­физики и клеточной инженерии Национальной академии нау­ка Беларуси — авторы проекта «Зеленые стены».

Как нередко бывает в научной среде, идея создать в школах зеленые оазисы возникла у ее авторов — научных сотрудников института Светланы Суховеевой и Елены Кабачевской — совершенно случайно.

— Изначально мы искали способ посадить максимально возможное количество растений в условиях ограниченной площади световой комнаты лаборатории. Для этого решили разработать вертикальные конструкции. Идея была удачно реализована на прак­тике, и мы стали думать о возможных путях ее развития. Например, использовать такие конструкции в школах и детских садах, — рассказывает Елена Кабачевская.

— Исследуя данную тему, мы натолкнулись на множество зарубежных научных публикаций, свидетельствующих о том, что кроме эстетической составляющей растения имеют много полезных свойств: благотворно влияют на когнитивные способности детей, очищают воздух от пыли, вирусов, грибков, болезнетворных бактерий, увлажняют и обогащают воздух в помещении кислородом и фитонцидами, — добавляет Светлана Суховеева.

Елена Кабачевская
Елена Кабачевская

Научно доказан и тот факт, что зеленые зоны в школах формируют восстановительную (рекреационную) среду, которая способствует повышению социального и эмоционального благополучия детей, восстановлению после стресса, улучшению познавательной способности и мозговой деятельности учащихся.

— Только представьте: за рубежом в школах, где есть зеленые насаждения, растет успеваемость детей по учебным предметам! Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования, — говорит Светлана Суховеева.

Светлана Суховеева
Светлана Суховеева

Предложенная учеными идея, в принципе, не нова. Подобные проекты широко реализуют во многих странах — зеленые стены создают внутри помещений при дизайне интерьера и как элемент уличного оформления фасадов. В США все большее развитие получают городские фермы и так называемые сады будущего.

— На вертикальной грядке в школах можно высаживать как декоративные растения, так и разнообразные виды листового салата и огородной зелени. А к уходу за ними привлекать учащихся, что будет способствовать формированию трудовых навыков, — отмечает Светлана Суховеева.

Инновация проекта, предложенного нашими учеными, заключается в том, чтобы создать особую восстановительную (рекреационную) среду в школах и детских садах, размещая в них вертикальные конструкции различных моделей для посадки и выращивания растений. Они не потребуют существенных материальных затрат и будут доступны по цене для учреждений образования. Особенности технологии ученые пока не раскрывают, так как в скором времени намерены подавать заявку на получение патента и соискание гранта на реализацию своей идеи.

Фитостена — профессионально оформленная композиция из комнатных растений, живых или стабилизированных.Вертикальная грядка — конструкция для выращивания земляники, клубники, пряных трав или цветов. Считается отличной заменой обычной.