Экспедиция «МК»

Летали — знаем

аэропорт минск-1

Где 80 лет назад располагался Минский аэропорт, и другие факты о воздушной гавани столицы

В 2018 году аэропорту Минск-1 исполнилось бы 85 лет. Вместе с бывшим пилотом Анатолием Шароваровым наш корреспондент прошел по улице Аэродромной и узнал много интересного о первой гражданской воздушной гавани белорусской столицы.

От штаба до поликлиники

район аэропорта Минск-1Знакомить с историей минского аэропорта ветеран гражданской авиации начал с дома № 9а на улице Короткевича. В этом бирюзового цвета здании сейчас располагается медицинская служба гражданской авиации.

— После окончания училища в 1952 году меня как пилота распределили в Минск. Тогда здесь находился аэровокзал с диспетчерской службой, летными отрядами и медицинскими кабинетами терапевта, зубного врача, лора. На первом этаже был ресторан. Со стороны города стоял памятник Ленину, перед взлетно-посадочной-полосой — Сталину, — вспоминает Анатолий Федорович.

По словам Анатолия Шароварова, строение довоенное, изначально в нем размещался штаб авиационного полка.

— Многие считают, что первый в Беларуси аэропорт гражданской авиации, который был открыт в ноябре 1933-го, располагался непосредственно на этом месте. На самом деле он находился в Мачулищах. Сначала за ним числились всего 3 самолета У-2, но взлетно-посадочными полосами пользовались и другие крылатые машины. К примеру, самолеты международных линий приземлялись на дозаправку и забирали пассажиров, — уточнил бывший пилот.

На этой же территории, тогда она не входила в черту города, в 1930-х находился военный аэродром Лошица. Подтверждает это и рассказ ветерана Великой Отечественной войны Константина Гержидовича в белорусской военной газете «Во славу Родины»:

— В 1939-1940-м меня как главного бухгалтера Белорусской республиканской конторы союзного треста «Главмясомолснабсбыт» стали отправлять в командировки в новые западные области БССР. Прежние польские предприятия пищепрома вошли в советскую производственно-торговую систему. В этих командировках очень удобно оказалось пользоваться пассажирской авиалинией Ленинград (Москва)  — Берлин. Минский

аэропорт располагался в Мачулищах, и специальный автобус из города (стоянка была на площади Свободы возле конторы «Интурист» при гостинице «Европа») подвозил людей прямо к трапу. Самолеты летали с короткими посадками в Барановичах, Гродно и Белостоке. Это были немецкие самолеты с немецкими экипажами.

Тогда еще действовал договор о дружбе между Германией и СССР. По упомянутому маршруту Ленинград — Берлин летали самолеты советско-германского авиатранспортного предприятия «Дерулюфт». Приземлялись, как и другие пассажирские и транспортные, на дозаправку в Мачулищах вплоть до 1940 года. Тогда количество пассажирских и почтовых рейсов увеличилось настолько, что мощностей небольшого аэропорта уже не хватало, гражданских перевели в Минск на более оснащенную авиабазу, а военных оставили в Мачулищах. В связи с этим штаб переоборудовали в аэровокзал.

В конце 1950-х на улице Чкалова построили новое здание аэровокзала, а двухэтажное строение бывшего штаба переоборудовали под поликлинику. В начале 2000-х здание медучреждения реконструировали. Надстроили третий, мансардный этаж, покрыли кровлю ярко-синей металлочерепицей, застеклили террасу.

В 1970-х минский аэропорт обслуживал более миллиона пассажиров в год. В начале 1980-х функционировали 22 внутренние авиалинии, связывающие Минск с другими городами БССР, и 96 внешних, осуществляющих транспортное сообщение с другими республиками СССР.

Учеба для стюардесс

стюардессы
Людмила Шкребнева, будущая Путина, — в первом ряду крайняя справа. Март 1986 года

В 1928 году в Германии была введена должность третьего члена экипажа — стюарда (летного помощника). Первое время ими были исключительно мужчины. В 1930-м в одну из американских авиакомпаний пришла дипломированная медсестра Эллен Чёрч с сертификатом пилота. Ей удалось убедить менеджеров, что с девушкой-медиком на борту пассажиры смогут чувствовать себя намного комфортнее, и в итоге она стала первой стюардессой в мире.

В Белоруссии первыми бортпроводницами в 1954 году были выпускницы медучилища Фелициана Лукьянчикова и Олимпиада Пилипенко. Девушки получали в буфете ресторана прохладительные напитки и термосы с чаем. Сами доставляли их в салон крылатых машин и предлагали пассажирам.

Читайте также:  Столица зефира

— Учебный центр подготовки бортпроводников размещался в здании слева за аэровокзалом. Строение давно снесли, — показал на пустырь Анатолий Шароваров. — Среди выпускниц центра Людмила Шкребнева, бывшая жена Владимира Путина. Став бортпроводницей, она несколько лет работала на калининградском авиапредприятии, входившем в состав Белорусского управления гражданской авиации.

Памятник герою

бюст бортмеханика Тимофея РомашкинаВ сквере между главным зданием аэровокзала и поликлиникой установлен бронзовый бюст бортмеханика Тимофея Ромашкина.

В 1954 году Тимофей Терентьевич оказал сопротивление вооруженным мужчине и женщине, которые пытались захватить самолет, выполнявший рейс по маршруту Таллин — Минск — Ленинград. Командиру корабля и другим членам экипажа удалось обезвредить злоумышленников. Однако бандиты успели выстрелить в бортмеханика. От полученных ран он скончался в Таллине, куда вернулся самолет. За мужество и самоотверженность, проявленные при задержании бандитов, Ромашкину посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

— Тимофей Терентьевич работал бортмехаником на самолете Ли-2 эстонского авиапредприятия, которое в то время входило в состав Западного территориального управления гражданского воздушного флота Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. Руководили им из Минска. Учитывая это и то, что Ромашкин белорус, памятник в его честь решили установить в Минске. На скульптуру сбрасывались всем «Аэрофлотом», — поделился подробностями Анатолий Шароваров.

На открытии бюста собрались авиаторы из Минска, Ленинграда, Киева, Таллина.

— Присутствовал и автор памятника скульптор Григорий Постников. Он рассказал, что за день до торжественного открытия случился казус. Крановщик должен был установить бюст на постамент, но тут сказали срочно поехать на другой объект. Тогда скульптор лег перед трактором с краном, чтобы тот не сдвинулся с места, пока здесь не закончит работу, — поведал интересную историю бывший пилот.

Памятник Тимофею Ромашкину установили и в его родной деревне Марченки. В честь героя названа улица в жилом районе Сокол.

Аэропорт

Подойдя к главному зданию ­аэропорта Минск-1, Анатолий Шароваров вспомнил, как с коллегами отчищал фундамент под это строение:

— Это был один из субботников, вроде в 1953-м. Тут была горка, мы ее расчистили, а под ней — фундамент. Тогда из архивов узнал, что фундамент сделали в 1940-х, потом строительство пришлось приостановить. Аэропорт в итоге построили лишь в 1958 году.

В 1960-е  прошлого столетия для минчан и гостей города периодически организовывали воздушные прогулки на самолетах Ан-2. Крылатая машина делала круг над городом и приземлялась на берегу Минского моря. За 10-минутный полет платили 21 рубль 75 копеек. Для сравнения: десяток яиц стоил 1 рубль, велосипед — 60 рублей, бутылка шампанского — 5 рублей 50 копеек.

В 1970-х минский аэропорт обслуживал более миллиона пассажиров в год. В начале 1980-х функционировали 22 внутренние авиалинии, связывающие Минск с другими городами БССР, и 96 внешних, осуществляющих транспортное сообщение с другими республиками СССР.

В 1990-х число пассажиров сократилось почти в 35 раз. В мае 2007 года было принято решение о закрытии этой воздушной гавани и строительстве на ее месте жилого комплекса. Последний самолет поднялся в небо отсюда 28 июня 2018 года. Но главное здание одного из старейших аэропортов Беларуси сохранится. Здесь теперь офис компании-застройщика жилого квартала «Минск-Мир». О былом предназначении сооружения напоминают надпись на фасаде и манекены в костюмах пилотов и стюардесс, поставленные в холле за стеклом.