Среда обитания

Огни большого города

минск

Помните фразу из знаменитого оскароносного советского фильма: «Все едут в столицу, будто она резиновая!» Конечно, до проблем Москвы — уже 12-миллионной — нашему Минску далеко, но именно он остается заветной лотереей для многих жителей белорусской глубинки, своеобразным магнитом, городом больших возможностей

Уже много десятилетий наша столица прибывает в первую очередь за счет приезжих. В 1960-1970-е годы Минск — самый быстрорастущий советский город-рекордсмен. Как выяснилось позже, такой акселерации не знала даже Европа. Правда, был в этом взрывном росте и большой плюс: наша столица, перешагнув миллионную отметку, получила самый быстрый и современный вид общественного транспорта — метро. Без подземки сегодня сложно представить жизнь минчан и гостей нашего города, но давайте вспомним утренний час пик. Кто из нас не портил настроение по пути на работу в переполненном вагоне? А ведь большинству до ближайшей станции подземки нужно еще преодолеть несколько остановок в заполненном до отказа автобусе или троллейбусе. А те, кто путешествует по городу на собственном авто… Сколько вы тратите времени в поисках свободного места для парковки у офиса или во дворе собственного дома, где поздно вечером чаще всего действует принцип «кто не успел, тот опоздал»? Все это плата за жизнь в столице, скажете вы. А ведь может быть по-другому! И наш город действительно не резиновый. 

О том, что разумным решением проблемы перенаселенности Минска могут стать города-спутники, всерьез заговорили лет 5 назад. Дзержинск, Руденск, Заславль, Фаниполь… Всего 9 городов и поселков в окрестностях столицы должны были стать дублерами Минска, опорными точками столичной агломерации. Указ Президента определил и варианты решения квартирного вопроса для минчан-очередников. «Однако с 2012 года дело не продвинулось дальше одного сданного дома в Смолевичах», — констатировал Александр

Лукашенко на встрече с активом столицы. Почему? Вероятно, не только жилье сможет привлечь жителей мегаполиса в спутники. До минского уровня нужно подтягивать и набор социальных бонусов: школы, детские сады, поликлиники, магазины, спортивные залы. А все ли поселки на периферии агломерации могут похвастаться столичным предложением на рынке труда? Очевидно, нет. А ежедневный двухчасовой трудовой вояж в Минск и обратно подойдет не каждому. Вариант — переезд в города-спутники некоторых заводов и фабрик, которым не место в центре 2-миллионной столицы. «Белорусские обои», обув­ная фабрика «Луч», Минский завод отопительного оборудования могли бы уступить дорогую столичную землю более выгодным инвестиционным проектам. Но в большинстве случаев воз и ныне там. «А ведь перенос запланированных 12 предприятий привлек бы в регионы рабочую силу», — посетовал Президент. 

Читайте также:  Стенографические записи

Почти за 40 лет население Минска удвоилось и вплотную приблизилось к 2-миллионной отметке. По количеству жителей белорусская столица в европейской серединке — рядом с Парижем, Веной и Бухарестом. А вот по плотности населения наш город один из самых густонаселенных — примерно 5 500 человек на км2. Жители Брюсселя, Берлина и Риги живут намного просторнее. Если верить статистике, плотность населения Минска сопоставима с Токио (6 100 жителей на км2), а в сравнении с Пекином выше в 5 раз (1 300 человек на км2)! Самые заселенные районы столицы сопоставимы с центральной частью Нью-Йорка — около 10 000 человек на км2. Даже относительно Москвы, на которую мы привыкли оглядываться еще с советского времени, Минск заметно плотнее. Конечно, все это «средняя температура по больнице» и большинство московских спальных районов намного плотнее минских. Только есть одно существенное но. На карте суперурбанистичной Москвы вы найдете огромные лесные массивы — парки «Лосиный остров», «Битцевский лес», «Измайлово». Наш, как принято считать, зеленый Минск не может похвастаться такими большими легкими. И смогут ли столичные парки и скверы вдохнуть все возрастающее облако выхлопных газов? Если продолжить сравнение с той же Москвой, легковых машин на душу населения у нас больше (320 и 307 автомобилей на 1 000 человек соответственно), чем в российской столице. А ведь она, как принято считать, буквально задыхается. Так не пора ли и нам задуматься о здоровье своей столицы? Каждый город, особенно большой, словно живой организм: любые излишества чреваты серьезными проблемами. Лучше вовремя поставить правильный диагноз и незамедлительно начать лечение.