Экономика

Предъявить к осмотру

минск, мкад

С 1 апреля автомобилисты по-новому начнут платить транспортный налог. В тонкостях этого сбора разбирался наш корреспондент

С 2014 года в Беларуси действует государственная пошлина за доступ к участию в дорожном движении. Уплата этого сбора — непременное условие прохождения гостехосмотра. Но размер транспортного налога и привязка к этой процедуре не пришлись автомобилистам по душе. В зависимости от массы машины сейчас госпошлина для физических лиц составляет от 76,5 рубля до 280,5 рубля. Если легковушке нет 10 лет, то размер сбора увеличивается в 2 раза. Это привело к тому, что автомобилисты стали игнорировать техосмотры. Ежегодно на 15 % снижается количество машин, которые имеют сертификат о его прохождении. В 2017-м, по подсчетам УП «Белтехнология», треть автомобилистов не платили госпошлину. Для многих владельцев железных коней вариант потратить деньги на штраф за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр, оказался более выгодным. Сегодня он может составить от 1 до 3 базовых величин (БВ), при повторном случае — до 5 БВ.

Естественно, дорожный фонд не получает запланированный объем средств.

— К нам поступало много жалоб от граждан, которые считали такой способ взимания налога несправедливым. Часть автомобилистов, особенно пенсионеры, пользуются машиной сезонно, а платить надо за весь год. Одновременно внести деньги и за пошлину, и за техосмотр многим не всегда по карману, — рассказывает депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Валерий Курсевич. — В 2017-м во время послания Президента парламенту и народу я обратился к Главе государства с этой проблемой. Последовало поручение госорганам проработать более гибкую систему взимания госпошлины.

Сейчас проект указа «О платежах за участие в дорожном движении» вынесен на общественное обсуждение.

По словам начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Республики Беларусь Игоря Пуркалика, документ предусматривает максимально удобные условия для автомобилистов: платеж не будет привязан к прохождению техосмотра, можно оплачивать дорожный сбор только за тот период, когда пользовался машиной. Сохраняется льгота (50-процентная скидка) для авто­владельцев — ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I или II группы при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению механическими транспортными средствами.

Если внести платеж за 12 месяцев и больше, будет применяться понижающий коэффициент 0,8.

— Фактически при стандартном автомобиле размер ежемесячного платежа с учетом коэффициента будет составлять чуть более 10 рублей. По нашему мнению, это вполне гуманная сумма, которая сегодня по карману всем гражданам, — добавил Игорь Пуркалик.

Что касается расширения списка категорий граждан, для которых предусмотрены льготы по уплате платежей за участие в дорожном движении, этого пока не планируют.

— К нам уже поступили более 200 обращений граждан. Из них только 7 касались расширения льгот. Больше всего — 77 обращений — с предложением включить платеж в стоимость топлива, — рассказал он.

Читайте также:  Деловое продолжение

Почему все-таки от этого варианта отказались при разработке указа, Игорь Пуркалик объяснил так:

— Это самый очевидный и простой вариант, но, с другой стороны, он не учитывает массу аспектов. Топливо используют и в других сферах — речном судоходстве, лесном и коммунальном хозяйстве, сельхозпроизводители сейчас не платят транспортный сбор, придется тогда субсидировать их. Бензином заправляют газонокосилки и моторные лодки. Это будет несправедливо по отношению к этим людям, а так платеж затрагивает только тех, кто пользуется дорогами. Кроме того, включение платежа в цену топлива повлечет ее повышение. И вычленить потом эти средства практически невозможно.

Оплатить сбор нужно до начала участия в дорожном движении либо не позднее последнего числа месяца, в котором начали пользоваться дорогами. Сделать это можно на почте, в банке, через систему «ЕРИП».

Мониторинг и контроль за поступлением платежей — обязанность транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций. Происходить это будет так. Предлагают задействовать механизм сопоставления баз данных ГАИ, куда вносят все совершенные автомобилистами нарушения, и транспортной инспекции об уплате сбора за участие в дорожном движении.

— Если владелец машины, например, превысил скорость и при этом в базе нет данных, что он внес платеж, ему придется оплатить его в двойном размере месячной ставки, — пояснил представитель Минфина. — При этом мы учли, что факт неуплаты может быть выявлен не один раз. В этом случае повторно сбор не возьмут, так как требование будут выносить 1 раз в календарный месяц.

Поможет и система фото- и видеофиксации на дорогах.

— Мы не сможем одномоментно охватить всю дорожную сеть страны средствами наблюдения. Сначала применим те, что уже действуют в настоящее время. Кто из инвесторов установит новые камеры, пока не решено, вопрос в стадии проработки, — отметил он.

Денежные средства за участие в дорожном движении в полном объеме поступят в республиканский дорожный фонд. Одна половина пойдет на ремонт и строительство республиканских трасс, другая — местных.

Планируют, что новый порядок уплаты дорожного сбора начнет действовать с 1 апреля 2019 года. Не позднее 1 февраля проект указа должен быть внесен правительством на рассмотрение Главе государства.

Размер платы за участие транспортных средств в дорожном движении: легковой автомобиль с максимальной массой не более 1,5 т — 0,25 БВ в месяц, от 1,5 т до 2 т — 0,5 БВ в месяц, от 2 т до 3 т — 0,67 БВ в месяц, свыше 3 т — 0,92 БВ в месяц, мотоцикл — 0,17 БВ  в месяц.

Минимальный период, за который можно внести плату, — 1 месяц, максимальный — 24 месяца (2 года).

Если сразу уплатить налог за 12 и более месяцев, применяется понижающий коэффициент 0,8. Для собственников авто — ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I или II группы предусмотрена 50-процентная скидка.