Образование

Пробный камень

поход, исследование

Карты-трансформеры и уроки-путешествия. Как увлекает детей наукой о земле заместитель директора по учебной работе, учитель географии СШ № 53 Жанна Гвозд

О выборе призвания

Жанна Гвозд— Моя мама учитель белорусского языка. Хотела быть похожей на нее, правда, мечтала преподавать физику или математику. Когда при­ехали подавать документы в педагогический институт, были удивлены: огромная очередь только на факультет естествознания. В миг решила: хочу туда, куда и все. Выбрала географию и биологию. В школе любимым учителем была Тамара Семеновна, которая преподавала науку о земле. Незадолго до моих экзаменов в вуз она ушла в декретный отпуск, но все равно согласилась подтянуть меня по этому предмету. Наши занятия вспоминаю с улыбкой: они часто проходили на улице во время прогулок с новорожденным. Моя мама везла коляску, а рядом мы с Тамарой Семеновной.

О школьной географии

— Этот предмет сегодня не вос­требован выпускниками: ЦТ по нему сдают немногие. Выбирают те, кто хочет поступить на географический факультет БГУ либо в БГПУ имени М. Танка.

В 2018 году централизованное тестирование по географии сдал лишь 1 581 белорусский школьник. Самым популярным предметом стал русский язык. Тесты по нему написали почти 70 000 абитуриентов.

Сегодня география в школе —предмет общеразвивающий. Но если заинтересовать ребенка любопытным фактом, событием, он будет стараться узнать больше. Например, изучали с учениками тему «Горные породы и минералы». Одно дело — увидеть их на картинке, совсем другое — пощупать самому. Чем два гранита отличаются друг от друга? Кто-то даже на зуб попробовал. География — предмет, в котором важна визуализация. Школьникам демонстрирую фрагменты из фильмов. Они не знают, где проходили съемки. После изучаем материал параграфа и интрига разрешается. Иногда предлагаю ученикам испытать себя в роли наставника. Даже слабоуспевающий, чувствуя ответственность, более старательно готовится к занятию: одноклассникам нужно преподнести тему интересно. В результате таких экспериментов у ребят учусь даже я. Современному наставнику очень важно учить не столько запоминать материал, сколько уметь находить нужную информацию.

О нестандартных уроках

— Карьеру начала в 1992 году в средней школе № 3 города Клецка. В 2004-м участвовала в республиканском конкурсе «Учитель года». Одно из заданий было довольно сложным — разработка своей педагогической технологии. Моя называлась «Конструктор»: использую ее до сих пор.

Читайте также:  Хождение по нотам

На занятиях с помощью скотча, цветного картона, бумажных листов с надписями создаем части будущих карт. Складывая такие кусочки, как пазл, можно трансформировать одну карту в другую.

Учитывая, что дети хорошо работают с техникой, предлагаю подготовить видеоролики-путешествия. Практикуем совмещение двух предметов. К примеру, на уроке информатики ребята пишут программу и создают анимационные ролики. Почему бы не сделать их на географическую тематику? В итоге ученик получает сразу две отметки по обоим предметам.

географияО геологическом движении

— С 2016 года наша школа тесно сотрудничает с географическим факультетом БГУ. В вузе работает музей землеведения, куда с удовольствием ребята ходят на экскурсии. Однажды университет предложил нам принять участие в 11-й Всероссийской открытой полевой олимпиаде юных геологов в Кемерово. Само состязание состояло из нескольких испытаний. На конкурсе по минералогии участники получили 6 образцов минералов и горных пород. Необходимо было определить их вид, дать описание, используя для исследования кислоту, стекло, магний, фарфоровую пластинку. В качестве задания по палеонтологии детям предложили образец ископаемых останков. Участникам следовало указать их возраст. Кроме того, школьники на практике применяли метод поиска полезных ископаемых, которым пользуются настоящие геологи, — шлиховое опробование. В шлихе (смеси песка, минералов и прочего) 3 л грязи, ее нужно вымыть в реке так, чтобы не потерять небольшие золотые камушки. Учащиеся выполняли задание с азартом.

В олимпиаде приняли участие 8 ребят. Готовились на летних каникулах, почти ежедневно ездили в БГУ, чтобы попрактиковаться. В этом состязании мы были новичками, не знали, что ждет, но завоевали «бронзу». В итоге двое ребят решили связать будущую профессиональную жизнь с географией. В нынешнем году планируем вновь поучаствовать в олимпиаде. Она пройдет в Новосибирске. Активно готовимся к ней.