Поклонимся великим тем годам

Небеса обетованные

самолет, вов

Газета «Минский курьер» продолжает проект, посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Вспомним минчан, удостоенных звания Героя Советского Союза

Франц Адольфович Минкевич

Франц Адольфович МинкевичРодился 1 августа 1904 года в рабочей семье. Его отец Адольф Афанасьевич трудился извозчиком, затем освоил профессию плотника. В 1915-м, когда в Минске объявили военное положение из-за приближающихся германских войск, семья переехала в Харьков. После смерти отца в 1921 году Минкевичи вернулись в  Минск. Франц Адольфович устроился на железную дорогу в службу пути ремонтным рабочим, затем перевелся на завод «Энергия». В 1924-м добровольцем пошел на срочную военную службу. Два года служил в 9-м пограничном отряде города Полоцка, где решил связать судьбу с армией. В 1930 году окончил Московскую артиллерийскую школу имени Л.  Б. Красина. Однако его взор был устремлен в небо. Имея за плечами навыки артиллерийских расчетов, с легкостью окончил курсы штурманов в Ейске. С 1934-го служил в бомбардировочной авиации. Часть дислоцировалась в Запорожье, Минкевич отправлялся в ночные полеты на дальних бомбардировщиках Ил-4.

На фронтах Великой Отечественной с ­июня 1941 года. Первое время участвовал в налетах на вражеские аэродромы. Однако потери 8-го дальнебомбардировочного авиаполка были столь огромны, что к ­1942-му ­его расформировали. Уцелевшие машины разбросали по боеспособным полкам. Франц Минкевич попал в ­750-й дальнебомбардировочный полк. К началу 1942 года совершил 87 боевых вылетов для бомбардировки тыловых промышленных объектов и на спецзадания по выброске диверсантов. Для начального этапа Великой Отечественной это было практически за гранью. Например, звание Героя Советского Союза в 1941-м присваивали за 12 успешных боевых вылетов на дальних бомбардировщиках. У Минкевича же в 7 раз больше, а награды так и не получил. Все просто: в то тяжелое время никто не гнался за наградами. Не до подсчета вылетов и прочих глупостей было. Враг неистово рвался к Москве, собирал свои бомбардировщики для налетов на столицу. К тому же была острая нехватка кадров. Многие советские экипажи не успевали выполнить и пару-тройку заданий. Ночные вылеты считались тяжелым испытанием. Необходимо было не сбиться с курса, выйти в указанный район и прицельно отбомбиться. Причем советских летчиков, как правило, поджидали истребители и средства ПВО противника. Правда, ночные задания предпочитали сами экипажи. Шанс вернуться домой был значительно выше, чем при дневном вылете. Летом 1941-го множество тяжелых бомбардировщиков сбили немецкие истребители. Тихоходные громадины, срочно брошенные против наступающих бронетанковых колонн, были для «мессеров» и «фоккеров» идеальной мишенью. Уже к осени от такой неоправданной тактики отказались, но потерянные экипажи не вернуть.

Франц Адольфович наносил удары по противнику под Москвой. Сражался под Сталинградом и Ленинградом. В мае 1943 года стал главным штурманом 7-го авиакорпуса дальнего действия. На его плечи легла тяжелейшая задача по обеспечению точного бомбометания. Именно штурмана считали главным в экипаже. Летчики, хоть и старше по рангу и званию, во всем слушались сослуживцев. Штурман прокладывал курс, следил за подлетом к цели, выводил на объекты, рассчитывал высоту эшелонов бомбардировщиков, их скорость. К середине войны советские войска стали применять тактику массированных авианалетов. Летящие на разной высоте группы машин заходили на цель с минутным интервалом. Требовалось точно рассчитать время удара каждого звена, чтобы никто не угодил под бомбы товарищей, причем в самых сложных налетах обязательно участвовали и лично контролировали их выполнение старшие офицеры. Только к концу войны командиров стали «привязывать» к земле, заставляя следить за своими «соколами» с командного пункта.

Франц Минкевич к 1944 году совершил более 4 десятков ночных авианалетов на такие крупные промышленные и логистические центры как Берлин, Плоешти, Кёнигсберг, Вена, Варшава, Бухарест, Хельсинки, Рига и другие. Особенно тяжелыми были задания по бомбардировке Минска. В оккупированной столице БССР в доме на улице Аранской жила его мать.

Летом 1944-го Минкевича перевели с фронта в 27-ю учебную офицерскую авиационную дивизию ночных экипажей ВВС КА. Там он обучал новых штурманов.

В 1947 году в звании полковника Франц Минкевич уволен в запас. Поселился в Одессе, где проживал до смерти 17 января 1988 года.

О наградах для летных экипажей командование вспомнило только после того, как отбросили немцев от Москвы. 29 марта 1942 года Францу Минкевичу Указом Президиума ВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.