Музей

Из любви к искусству

Владимир Прокопцов

Владимир Прокопцов: как собирали коллекцию Национального художественного музея и когда откроется для посетителей новый корпус.

Об этом и не только журналисты агентства «Минск-Новости» узнали, побывав в гостях в музее по случаю его 80-летия. Круглую дату будут отмечать весь 2019-й. Одним из знаковых событий станет открытие нового трехэтажного корпуса на улице К. Маркса, 24.

— Хотим отдать его под временные выставки. С главным корпусом здание свяжет галерея, однако будет возможность изолировать строение и проводить там мероприятия до глубокой ночи, — пояснил генеральный директор музея Владимир Прокопцов. — Сейчас для размещения привозных выставок, например из Третьяковской галереи, мы вынуждены убирать работы с постоянной экспозиции, из-за чего плановые экскурсии попросту разваливаются. После завершения ремонта в новом корпусе можно будет принимать экспозиции любого уровня, поскольку там преду­смотрен климат-контроль. Кроме того, откроются арт-кафе с полноценной кухней и сувенирный магазин.

Национальный художественный музейРанее в доме № 24 размещалось общежитие БГУ, которое к чемпионату мира по хоккею с шайбой 2014 года намеревались перепрофилировать в гостиницу. Теперь оно войдет в комплекс музейного квартала, которому принадлежат постройки № 20 и 22 на улице Ленина, № 25 на улице Кирова.

— Мне вспоминается 1957 год, когда открывали здание архитектора Михаила Бакланова (ныне главный корпус), — поделился скульптор, народный художник Беларуси Иван Миско. — В то время мы и представить не могли, что этот прекрасный уголок города станет центром всей белорусской культуры. Сейчас мечта первых руководителей музея сбывается — экспозиционные площади расширяют. Это значит, что посетители увидят больше произведений искусства. Теперь в музей можно прийти рано утром, а уйти поздно вечером.

Лайфхак для золушек 

Государственная картинная галерея БССР была создана 24 января 1939-го в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров. Однако ее открыли лишь 8 ноября того же года. В привычном для нас виде музей существует с ноября 1957-го, когда переехал в современное здание. На фоне небогатого, восстающего из пепла Минска это строение выглядело просто роскошно. Несмотря на то что столица за прошедшие десятилетия существенно преобразилась, музей и сегодня выглядит очень эффектно: это единственное в городе здание, где  можно пройтись по дорогой мраморной лестнице. Работники художественного шутят: если бы Золушке пришлось терять туфельку в столице, то только у нас! Также сохранились бронзовые крепления для вишневых ковровых дорожек, которые в 1950-х еще застилали, но впоследствии от этой романтичной задумки отказались.

Арт-детектив

До Великой Отечественной войны картинная галерея БССР владела 3 000 произведений искусства. Во время немецкой оккупации их вывезли в Германию. Вернуть на родину удалось лишь 500 шедевров. Огромная заслуга в пополнении фондов музея принадлежит второму директору учреждения Елене Васильевне Аладовой. Зал живописи Российской империи XVIII-XIX веков благодаря ей украшает портрет Екатерины II конца 1770-1780-х типа «Рослин-Рокотов».

— История о том, как для нашего музея было добыто это полотно, рассказана самой Аладовой, — вводит в курс дела ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Нацио­нального художественного музея Надежда Усова. — Елена Васильевна увидела картину, будучи в российском музее. Его директор отбыл в командировку. Аладова решила не терять времени: пообщалась с заместителем и убедила его отдать портрет императрицы Минску. У них, мол, ­изображений Екатерины II хватает, а у нас нет ни одного. Понимая, что история выглядит несколько авантюрно и коллеги могут передумать, Аладова в тот же день наняла грузчиков, которые забрали полотно и отправили его в Минск. Когда вернулся директор, был жуткий скандал. Но в итоге передачу портрета оформили как братскую помощь Минску.

Национальный художественный музейО каждом произведении, которое нашло место в экспозициях музея, можно говорить часами. И не только об их художественных достоинствах. С некоторыми связаны чуть ли не детективные истории.

— Многие удивляются, когда видят у нас «Неравный брак» Василия Пукирева: «Он ведь в Третьяковской галерее!» Это копия, ее в Москве также отыскала Аладова — у Дуровых. Когда картину очистили, нашли подпись Пукирева. Выяснилось: копия авторская, сделана несколько позже, чем оригинал в Третьяковке. Наша больше по размеру и немного светлее, также отличается орнамент на ризе священника, — говорит экскурсовод.

В музее, рассматривая экспонаты, без преувеличения можно провести целый день: изучать древние белорусские иконы, сарматские портреты, подарки иностранных делегаций, керамику Пабло Пикассо, советское искусство. Помимо постоянных экспозиций регулярно организуют временные. К 80-летию музея открылись еще две интересные выставки: «Живописные мелодии» к 100-летию белорусских художниц Валерианы Жолток и Раисы Куд­ревич и «Открытие настоящего». На последней детально и поэтапно показано, как приводят в чувства, дают вторую жизнь старинным творениям.

Шедевры на курорте

Корреспондентам агентства «Минск-Новости» удалось побывать в святая святых — запасниках, которые от посторонних надежно защищены кодовыми замками.

— Музей — это не только экспозиции, а еще и огромное количество произведений, хранящихся в фондах. В художественном в 30 коллекциях порядка 30 000 экспонатов, — отметила старший научный сотрудник научно-фондового отдела Алла Василевская.

Движемся служебными коридорами.

На каждой двери табличка: живопись, графика, иконы, декоративно-прикладное искусство и даже ювелирные украшения, которые спрятаны в металлическом сейфе. Каждый год в музей поступают 200-300 произведений. Для их хранения нужно выделить место, однако площадь ограничена, поэтому шедевры проходят строгий отбор. Кроме того, им необходимо создать условия. За погодой в доме следит умная компьютерная система. Для живописи идеальны 55 % влажности и 18 градусов по Цельсию. При таком климате, а он для картин, что для людей настоящий курорт, полотна не будут стареть и покрываться кракелюрами (трещинами).

Алла Василевская — хранитель коллекции живописи Беларуси, в которой собраны произведения XIX-XX веков. Главный принцип, по которому ее формировали, — художники должны быть уроженцами Беларуси. Правда, волею судеб их творческий путь связан и с другими культурами: русской, американской, европейской.

— В коллекцию входят 611 полотен 22 художников. Собрание молодое. Решение о его создании приняли в 2010 году. До этого многие произведения классифицировали как русскую живопись. Тут есть картины Ивана Хруцкого, Витольда Бялыницкого-Бирули, Станислава Жуковского и других авторов. Сегодня коллекция активно пополняется произведениями парижской школы. Еще 10 лет назад, когда ее только формировали, мы могли лишь мечтать о том, что у нас когда-нибудь появятся полотна Михаила Кикоина, Файбиша-Шраги Царфина, Осипа Любича, — говорит Алла Василевская.

Многие произведения музею подарили спонсоры. Работники художественного уверены: меценаты делают это из чувства патриотизма. В последние годы белорусы стали внимательнее относиться к своим традициям, культуре, истории.

— Например, в Национальной картинной галерее Армении раньше не было ни одного произведения Ивана Айвазовского. А теперь их 200, из которых только 2 купил музей. Остальные подарили армяне, живущие по всему миру, — дополнила Надежда Усова. — Такая же тенденция намечается в Беларуси.