Партизанский район

Частно говоря

дражня

Жилой район Дражня. Старожилы шутят: у нас, как в Греции, все есть. Преувеличение, но неслучайное

Холмы, горки, сосновое урочище, заводы, жилые многоэтажки, ­общежития, несколько улиц частной застройки. Добавьте сюда большое садоводческое товарищество — единственное, расположенное с внутренней стороны МКАД. Наш корреспондент прошел по Дражне с  фотоаппаратом. Нет, ребята, в Греции, конечно, интересно, но и у нас  тоже есть что запечатлеть. А главное — о чем задуматься и что вспомнить.

Начало начал

дражня

На этом снимке характерное для жилого района строение. Когда-то родители сладили небольшой дом. Их дети поставили на старом месте новый двухэтажный, с балконом, балюстрадами, причем совсем рушить родительское гнездо не стали. Проще убрать его вовсе, но рука не поднялась: родительский дом — начало начал.

дражня

Это свадебное фото предоставила редакции минчанка Елена Петух. Снимок сделан в 1959 году. Тогда Дражня только появлялась. Для работников тракторного и моторного заводов, расположенных неподалеку, в середине 50-х годов прошлого века здесь, на восточной окраине Минска, нарезали земельные участки. Заводчане, не дожидаясь, пока государство решит их квартирный вопрос, строили жилье сами. Возникли улицы Холмогорская, Таежная, Переходная, Ключевая (нынешняя Солтыса) и другие. Дом, который вы видите на заднем плане, построил дядя Елены Петровны. Невеста и жених — ее родители. Первое время молодожены жили в доме дяди, через несколько лет по соседству построили свой.

Елена Петух

— Мать с отцом ходили на работу через большое поле, она — на тракторный, он — на моторный завод, — вспоминает Елена Петух. — На том же поле сажали картошку. На краю пустыря примерно в том месте, где сейчас пивзавод, располагался вертолетный аэродром. Девчонки бегали туда чертить на бетонных плитах классики. А где еще их было чертить? Помню ключ с чистейшей водой, бивший неподалеку от нашего дома, где брали воду, сажалку, в которой купались. Сколько смеха, сколько наслаждения! Сейчас на этом месте общежитие. Детей было много. И вокруг море зелени, просто райский сад.

Говорят, люди всегда вспоминают детство в радужных тонах. Наверное, все-таки не всегда. Но в этом случае в памяти человека действительно остался райский сад, правда, с вертолетами.

— Заводчане помогали друг другу в строительстве, приглашали соседей на свадьбы, крестины, брали в кумовья, — говорит Елена Петровна.

В 1961 году в поселке возвели школьное здание. Оно возвышается над частной застройкой, словно крепость над предместьями. Сначала школа была вечерней. Сейчас это СШ № 72. Здесь Елена Петровна училась, потом преподавала в течение 33 лет. Тут занимались ее сыновья, в эту же школу она хочет водить внучку. Несколько лет назад родительский дом пошел под снос, на его месте возвели здание для социального жилья. Семья Елены Петух получила новую квартиру, но не прижилась — купила частный дом неподалеку от Дражни. Родные места.

Читайте также:  Полгода… Какая погода?

Завод, лес, дача

дражня

Говорят, в Дражне не все ладно с экологией. На ее территории расположены ОАО «Криница», Минский завод игристых вин, фабрика «Слодыч». Неподалеку ТЭЦ-3, «Белкоммунмаш», моторный и тракторный заводы. И все же местная природа в какой-то мере компенсирует этот неблагоприятный для экологии фактор. С восточной стороны район граничит с большим лесным массивом. Немало зелени на территории садоводческого товарищества «Дражня». Местные дачники считают, что им сильно повезло: от троллейбусной остановки до товарищества 5 минут неспешной ходьбы. Я тоже прошел этой дорогой. На дачах нащелкал массу любопытных кадров. Здесь вы видите только один из них — калина красная…

Что завтра

Жители Дражни, с которыми довелось побеседовать, — патриоты своего жилого района. Не исключение и Александр Степанович, его я застал за уборкой снега.

— Городок своеобразный. На месте скромных домиков поднимается все больше коттеджей. Свои вишня, слива, гараж во дворе — все это людям дорого. В Дражне много общежитий, социального, арендного жилья, поэтому прибавилось и молодых семей. Однако здесь, особенно в исторической части, немало проблем с благоустройством: не везде нормальные тротуары, нет бордюрных камней, отсутствует канализация.

Александр Степанович, архитектор по профессии, в течение многих лет занимался разработкой генеральных планов полесских поселков. Он поддерживает идею минских зодчих расширить улицу Ваупшасова и сделать на перекрестке ее и МКАД двухуровневую развязку. Вдоль этой магистрали можно будет разместить крупный торговый центр (известные торговые сети пока что сюда не пришли), а также объекты для организации досуга и оздоровления, которых здесь не хватает. Если город начнет постепенно выводить из Дражни заводы, то ей просто не будет цены.

В заключение несколько цифр. Десять лет назад в упомянутой выше СШ № 72 было 270 учеников. А теперь, почти как в лучшие ее времена, 564. В следующем учебном году школа планирует увеличить число учебных классов. Сама жизнь дает серьезный повод для улучшения инфраструктуры жилого района столицы, расположенного за ее знаменитыми фабричными заставами.