Актуальный разговор

Терапия искусством

белгосцирк

За что любят Белорусский государственный цирк и чем он будет удивлять зрителей в этом году, рассказал его директор Владимир Шабан

Владимир Шабан— С 1 февраля в цирке новая программа. В чем ее уникальность?

— Представление «Чудесный дом», несмотря на обилие жанров, классическое. Но именно такое любит белорусский зритель. Подобрали лучших артистов, самые зрелищные трюки и эффектную клоунаду. Сюжет завязан на перемещении во времени: вспоминаем историю и рассуждаем о будущем. Даем шанс выступить молодым, поработать вместе с профессионалами. Будут и медведи на велосипедах, и акробаты на батутах, и знаменитый Алишер Алиев с воздушным полетом, и артисты из России Виктор и Ольга Кудрявцевы. Программа получилась интернациональной: при­едут артисты из Украины и Узбекистана. Цирк всегда объединяет народы.

— Не думали сделать представление с белорусским нацио­нальным колоритом?

— Четыре года назад такой проект запускали. Специально шили костюмы, композитор Дмитрий Фрига написал музыку. Повторить проект собираемся чуть позже. Пока в планах, кроме «Чудесного дома», юбилейный вечер в день рождения цирка, 11 февраля, а также спортивное шоу к II Европейским играм, которое начнется в июне. В сентябре пройдет второй Минский международный фестиваль циркового искусства. В прошлый раз собрали жюри из Венгрии, Франции, Украины, Испании, Казахстана, Австралии и России. От артистов поступило более 200 заявок, однако пришлось выбрать только 15: программа длится 2,5 часа.

— Выездные номера готовите? В каких странах проявляют интерес к белорусскому цирку?

— Наши артисты гастролируют постоянно. Стационарных цирков, где можешь почувствовать себя, как дома, в мире немного. В Европе популярно шапито. Что касается партнеров, то белорусских артистов хотят видеть в Китае. Нас приглашают туда на гастроли, причем на год. Недавно вновь получили призовое место на цирковом фестивале в Пхеньяне. Налаживаем контакты с коллегами из Венгрии: уже ведутся переговоры о выступлении в Будапеште.

— Бывало ли, что зарубежный артист приезжает к нам и остается?

— Конечно! Сергей Простецов из России, который выступает с пони и далматинцами, 14 лет провел в Италии, а потом приехал в Минск и попросил взять его в штат. Уже почти год с нами.

— Вы говорили, что не хватает клоунов. Давно не встречала и иллюзионистов. Ситуация изменилась?

— Увы, клоунов по-прежнему мало. Несмотря на внешнюю легкость, это очень тяжелая работа. Иллюзионисты и фокусники в Беларуси не так популярны. Удивить людей в эпоху компьютерных спецэффектов сложно. Зато у нас показывают красивый номер с трансформацией, когда девушка за 5 минут меняет десяток платьев. Ее экипировка стоит несколько тысяч долларов в эквиваленте.

— Во всем мире зоозащитники призывают цирки отказаться от дрессуры. Как к этому относятся в Белгосцирке?

— Пока мы просто пытаемся показать, что животные содержатся в хороших условиях: ухожены, с ними работает ветврач. Даже солярий есть. Медведи, лошади, верблюды, ламы, собачки и пони размещаются на 3 нижних ярусах цирка. Есть специальный лифт, который способен поднять даже слона.

— Будет ли меняться в этом году ценовая политика для зрителей?

— Поднимать цены на билеты не планируем, их по-прежнему можно купить за 5-75 рублей. Самую высокую стоимость имеет место в центральной ложе с баром. Стараемся зарабатывать сами. Другое дело, зритель становится более требовательным. Если 20 лет назад достаточно было показывать просто трюки, то сейчас приходится думать и о светящихся костюмах, и о музыкальном, световом оформлении. Зрителям нужно шоу.

— Говорят, минчане избалованы цирком и на представления ходят в основном приезжие из других городов.

— Это не так. У нас много постоянных посетителей-минчан: их даже администратор в лицо узнает, что обязывает быть в тонусе. Мы не имеем права повторяться. К нам приходят и малыши, и бабушки. Многим хочется вспомнить детство. Да и цирк — это терапия: здесь добро побеждает зло. Даже если зритель приходит уставший, грустный, то уходит всегда с улыбкой, умиро­творенный.

Здание Государственного цирка БССР открыли 11 февраля 1959 года премьерным представлением. Постройка  — историко-культурная ценность республиканского значения.