Социум

Словом и жестом

спецшкола № 13, минск

Как найти место в жизни ребятам с нарушением слуха?

Трудовую деятельность автор этих строк начинала на производстве. В бригаде работали две женщины с нарушением слуха. Но если старшая была замкнутой и необщительной, то младшая, веселая и озорная, могла общаться с коллегами на любые темы: речь слышащих людей считывала по губам. Разница в характерах двух подруг по несчастью объяснялась разными способами их обучения.

— Действительно, с каждым годом методики совершенствуются. Сегодня в нашей школе работают специальные педагоги, которые занимаются постановкой звуков и произношения у неслышащих детей, — рассказывает директор Специальной общеобразовательной школы № 13 для детей с нарушением слуха Галина Гурбо. — Нашим ученикам зачастую проще общаться жестами. Но нам важно, чтобы они комфортно чувствовали себя в обществе. Поэтому следим, чтобы они говорили, использовали в речи слова. Есть учителя, которые этим занимаются, а количество специальных уроков в начальной школе сопоставимо с количеством часов, отведенных на изучение базовых предметов. У всех ребят слуховые аппараты, что также помогает им адаптироваться. Внятность речи может быть низкой, но мы их понимаем. Наши воспитанники хорошо считывают с губ, определяют эмоции по выражению лица собеседника. Это компенсация слухового дефекта, замещение нарушенной слуховой функции зрительной.

Галина Гурбо
Галина Гурбо

Социализации слабослышащих детей способствует применение информационных технологий. Для обучения используют компьютеры, интерактивные доски, планшеты, приложения в планшетах и телефонах. Основы ландшафтного дизайна школьники сегодня изучают с помощью специальных программ.

— Ученики с огромным увлечением проектировали, создавали видеоролики на эту тему, — делится заместитель директора по воспитательной работе Людмила Дрозд. — Мы делали цветочные горшки в разных стилях, создавали монохромную клумбу. Это пригодилось для участия школы в городских конкурсах. Наши выпускники смогут также работать озеленителями.

Патронат над учениками педагоги осуществляют в течение 2 лет после выпуска и знают, где они продолжают учебу. Названия учебных заведений, куда поступают выпускники, могут вызвать зависть у тех, кто окончил престижные школы и гимназии: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Белорусская государственная академия искусств, Академия физвоспитания, столичные колледжи электроники и легкой промышленности.

Читайте также:  Союз неравных

— Проводим большую проф­ориентационную работу, настраиваем ребят на то, что им нужны прочные знания. Чтобы получить престижную специальность, требуется высокий балл, — поясняет директор.

В школе № 13 обеспечивают и вторичную занятость. Подростки старше 14 лет имеют возможность работать в бригаде по пошиву одежды. Школьникам присваивают квалификационный разряд, предоставляют возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

— Это очень воодушевляет и мотивирует учащихся, — комментирует Галина Гурбо. — У них есть трудовая книжка, впоследствии многие осознанно выбирают профессию швеи, идут учиться в профильный лицей, поскольку хотят быть первоклассными мастерами. В прошлом году все девочки самостоятельно сшили себе платья на выпускной бал, который стал свое­образным показом мод.

С системой профессионального образования, известной старшему поколению как учебно-производственные комбинаты, с нынешнего года сотрудничают все учреждения образования, в том числе специальные. Девочки могут освоить специальность парикмахера-визажиста, мальчики — столяра. Прошедшие обучение получают возможность работать по профессии.

Евгений Волобоев, директор Республиканского Дворца культуры имени Н. Ф. Шарко Белорусского общества глухих:

Сферы, где могут найти себе занятие люди с нарушениями слуха, расширяются. В этом году в БГАИ впервые набрана группа, где успешно занимаются глухие. Это событие, во-первых, важно для семей, где растут такие дети: родители видят для них хорошие перспективы. Во-вторых, это сильная мотивация для выпускников специальных школ, в том числе и школы № 13. В-третьих, появление особенной группы внесло новую струю в жизнь самой академии: для актера жест такой же важный инструмент, как и слово. А тут появились ребята, владеющие языком жестов безукоризненно. Студенты сразу подружились, стали готовить совместные проекты

 

 

 

Екатерина ЦИРКУН