Образование

Урок с переменными

школьники, минск

Что думают педагоги о новых учебниках, и какими могут быть выпускные экзамены в школе

После совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко, на котором обсуждали перспективы развития национальной системы образования, темы школьных учебников, перегруженности детей и новой формы выпускных экзаменов у всех на слуху. На совещание с Главой государства была приглашена и директор столичной гимназии № 10 Марина Ильина. Она председатель Ассоциации руководителей учреждений образования Белорусского педагогического общества.

Чем занимается Ассоциация руководителей учреждений образования

Организация создана для изучения передового педагогического опыта, его популяризации. Это своеобразная площадка для обмена мнениями. На заседаниях совета ассоциации всегда присутствуют представители Министерства образования, ведущих вузов страны. То есть у педагогов есть возможность донести управляющим органам те проблемы, которые видят на местах. Темы, которые поднимают на заседаниях, разнообразны: от имиджа учителя до региональной образовательной политики.

Марина Ильина— Марина Александровна, почему, на ваш взгляд, сейчас идет речь об изменении формы школьной аттестации?

— Форма выпускных экзаменов за 11-й класс отличается от вступительных испытаний в вуз. Оканчивая школу, ребята в качестве экзамена по русскому или белорусскому языку пишут изложение. Поступая в вуз, сдают ЦТ. К этим формам испытания ученику нужно готовиться по-разному. Сейчас обсуждают вопрос, как их объединить.

— Может ли тестирование заменить традиционную форму выпускных экзаменов школьников?

— Это сложный вопрос. ЦТ, необходимое для поступления в вуз, — одна из эффективных форм проверки знаний. Но мы, педагоги, также понимаем, что иногда важно знать не только то, как ребенок умеет обрабатывать информацию, но и то, как он логически мыслит. И устные экзамены в этом плане никто не отменял. Многие вузы, если говорить про тестирование, думают о необходимости введения дополнительного экзамена при поступлении. Речь идет о таком испытании, которое могло бы показать и другие способности ребенка, не только наличие необходимых знаний по предмету и умение корректно заполнить тестовый бланк. На экзамене в непосредственной беседе с учащимся можно многое почерпнуть об уровне его подготовки, умении сопоставлять те или иные факты. Если испытания в вуз и за курс общеобразовательной школы приведут к единой форме, это облегчит подготовку школьников к ним. Ученики будут четко понимать: впереди их ждет изложение. А в педагогических кругах мы обсуждаем необходимость сочинения. Ну вот какой формат проверки знаний должен быть, например, по русскому или белорусскому языку? Диктант покажет лишь уровень грамотности — усвоения правил правописания. Изложение отражает не только то, как ребенок запомнил текст, но и то, как он умеет формулировать мысли и оформлять их в логической последовательности. А сочинение — та форма испытания, которая к тому же показывает и зрелость человека, его точку зрения на окружающий мир. Однако если сочинение примут за форму испытания, то и школьная программа должна выстраиваться соответственно, притом с начальных классов.

Читайте также:  Пробный камень

— По последним данным Министерства образования, до 1 сентября необходимо издать еще 73 учебника для новой школьной программы. А кому они сегодня больше нужны — ученику или учителю?

— Для школьника учебник — первоисточник знаний, энциклопедия, база. Он должен быть таким, чтобы ребенок, находясь дома, смог понять прочитанную тему. Современные пособия обладают разноуровневой информацией, они красочные и интерактивные — есть гипер­ссылки на дополнительный материал. Кстати, учитель математики в нашей гимназии в восторге от новых учебников по геометрии и алгебре для 7-го класса. Мастерство педагога — в грамотном, дозированном использовании пособия на уроке.

— С одной стороны, родители сетуют на то, что ученик перегружен непомерными домашними заданиями, слож­ностью программ. С другой — настаивают на дополнительных часах того же английского, хотят, чтобы дети занимались робототехникой. Как найти разумный баланс?

— Сегодня по некоторым предметам сокращены учебные программы. По физике, например, часть тем, которые ранее изучали в 7-м классе, перенесены на 8-9-й: недостаточно сформированный математический аппарат семиклассника не позволял решать определенные физические задачи. Теперь программы двух предметов приведены в соответствие. Мы не можем уменьшить количество фундаментальных знаний. К сожалению, родители решают за ребенка, будет он после 6 уроков отдыхать и выполнять домашние задания или посещать уроки музыки, факультативы для углубленного изучения предмета. Но уставший ребенок не будет воспринимать информацию, если сядет за домашнее задание в 22:00. Да, у школьника должно быть хобби, иначе его загрузит улица с ее правилами. Но нужна золотая середина. Еще момент: сегодня санитарные нормы и методические рекомендации четко прописывают объем домашних заданий. Но, к сожалению, учителя не всегда этому следуют. В этом случае необходим контроль со стороны администрации школы. Весь дополнительный объем информации дети должны получать по желанию на факультативах.

школьники, минск— То есть дело не в сложности учебных программ, а в мастерстве учителя?

— Учитель передает не только информацию, но и накопленный опыт. Каждый педагог проведет 45 минут урока по-разному. Один мотивирует детей на то, чтобы они покопались сами и нашли дополнительный материал, другой продиктует. Сегодня как никогда широк спектр курсов для повышения квалификации учителей. От знакомства с моделью перевернутого класса до методов классического составления урока по Ю. Конаржевскому. Педагог, который сам не учится, никогда не будет хорошим наставником. В своей гимназии, например, мы запустили очень важный проект «Школа развития эмоционального интеллекта». Мы должны думать не только об объеме знаний, которые даем детям, но и о том, с каким настроением они пришли на урок, в каком эмоциональном состоянии ребенок находится на занятии.