Экология

Плюсы минуса

энергосбережение

Получать тепло с помощью холода. В Минском отделении Белорусской железной дороги научились считать каждую копейку и добывают теплоресурсы, казалось бы, из ниоткуда

— Мы должны вовремя подавать составы под грузы, своевременно доставлять их получателям, а также обеспечивать качественное обслуживание пассажиров, — отмечает заместитель главного инженера Минского отделения БЖД Михаил Мацкель. — Для этого нужно постоянно обновлять подвижной состав, что требует больших финансовых вложений. Поэтому на предприятии используем различные виды энерго- и ресурсосбережения, в том числе возобновляемые источники энергии (ВИЭ), которые позволяют ­сэкономленные деньги направлять на развитие предприятия.

энергосбережение Особого внимания заслуживает тепловой насос. Производители говорят о его быстрой окупаемости и невероятной экономии: из 1 кВт электроэнергии вырабатывается до 5 кВт тепловой. Оборудование можно использовать как для отопления, так и для горячего водоснабжения.

— Изучив опыт применения новинки в частных домах, мы решили попробовать, — продолжает Михаил Мацкель. — Купили в 2010 году небольшой тепловой насос и установили для отопления в здании остановочного пункта Крыжовка. До сих пор работает исправно. Как-то зимой температура воздуха на улице опустилась до -31 °С, а внутри все равно было тепло.

Приезжаем в моторвагонное депо на станции Минск-Северный, где с 2014-го функционируют три тепловых насоса типа «воздух-вода» для горячего водоснабжения. На улице установлен блок с вентиляторами. Попросту говоря, они забирают наружный воздух и передают его хладагенту, который при низкой температуре закипает и, пройдя определенные технологические этапы, подогревает воду. Затем цикл повторяется.

— Горячая вода собирается в специальный утепленный бак, — показывает дальнейший процесс главный механик моторвагонного депо Александр Коваль. — После смены работники используют ее для своих нужд, например для принятия душа.

энергосбережение В теплопункте находится мозг установки — компьютер. Он управляет всеми тремя насосами и регулирует температуру воды.

— Депо получает тепло от городской ТЭЦ, — рассказывает Михаил Мацкель. — Но в летний период энергия нужна только для санитарно-бытовых нужд. При ее передаче по теплотрассам возникают огромные потери, и нам за все приходилось платить. Теперь с апреля по октябрь депо полностью отключается от города и использует горячую воду, выработанную насосами, экономя на оплате энергоресурсов около 14 тысяч рублей в год.

Похожее оборудование в диспетчерской автопарка Минского отделения БЖД в Колядичах. Но работает оно здесь более эффективно. Если в моторвагонном депо из 1 кВт электроэнергии можно получить 3 кВт тепловой, то тут показатель составляет 1 к 5.

— Это за счет того, что трубы, по которым циркулирует хладагент, лежат глубоко под землей, — поясняет Михаил Мацкель. — А там всегда плюсовая температура, поэтому тепла получается больше. Для сравнения: обычные источники — газовые и электрокотлы, затрачивая 1 кВт электричества, дают всего 1 кВт тепла.

Заходим в диспетчерскую. Температура воды в батареях, на которых стоит регулятор, около +55 °С.

Читайте также:  Без лишних трат

— Не мерзнем, в помещении примерно +20 °С, вполне комфортные условия, — делятся работники.

Установка тепловых насосов выгодна во всех отношениях. Оборудование окупается за 2-3 года. А по экономичности превосходит любой другой источник энергии.

— Взять, к примеру, котельную на дешевом местном топливе — дровах, — говорит Михаил Мацкель. — Там нужен штат для посменной работы как минимум четыре человека. Им требуется зарплата. Плюс постоянная доставка топлива, вывоз шлака, оплата экологического налога. Всё это расходы. А мы поставили оборудование и забыли. Кнопку нажали — и все работает в автоматическом режиме. Экология не нарушается, никаких выбросов. Годовая экономия от теплового насоса достигает 10 тысяч рублей.

На автобазе в Колядичах установлены и солнечные коллекторы. До их появления тепло туда подавала старая городская котельная. Было решено ее закрыть.

— Нам предложили поучаствовать в проекте газификации района, — продолжает заместитель главного инженера. — Пришлось оборудовать свою газовую котельную, так как гаражи и ремонтные цеха занимают большую площадь. Но чтобы в летний период не использовать газ, мы установили на крыше и гелиоколлекторы. Они работают от солнца и полностью обеспечивают работников горячей водой.

Уже к 11:00 при -15 °С на улице температура воды достигла +72 °С. В течение дня она сохранится и только ночью на несколько градусов снизится.

— Гелиоколлектор дает энергию даже в пасмурный день, — отмечает Михаил Мацкель. — За счет него с марта до ноября мы имеем бесплатную горячую воду и экономим на этом около 1,5 тысячи рублей.

В 2018 году в Минском отделении Белорусской железной дороги фактическая доля ВИЭ в котельно-печном топливе составила 21,2 % при задании 12,4 %.

Послесловие

— В 2019 году Минску необходимо сэкономить 170 тысяч т условного топлива, что эквивалентно 37,4 млн долларов, — сказал заместитель начальника Минск­ого городского управления по надзору за рациональным использованием ТЭР Дмитрий Кулак. — Будем достигать этого в том числе за счет возобновляемых источников энергии. Например, солнечные коллекторы уже используют в автопарках «Минск­транса», на обувном предприятии «Луч» и других. Всего в городе работают 22 такие установки.

Фотоэлектрическую станцию мощностью 2 МВт планирует оборудовать у себя в текущем году одна из столичных компаний. Для Минска объект довольно крупный. Если брать, к примеру, двухподъездный жилой дом, где обычно устанавливают трансформатор мощностью 1 МВт, то фото­электрическая станция сможет снабжать теплом два таких здания. Находит применение и энергия воды. Ее использует, в частности, «Минскводоканал», он построил шесть ГЭС суммарной мощностью 3,4 МВт. На Чижовском водохранилище, водосбросе ТЭЦ-2, в Дроздах, на Минском море также работают подобные объекты, давая городу неплохую экономию.