Столицы женское лицо

Учебная степень

Наталья Кучинская

Чем женский стиль управления отличается от мужского, узнали в беседе с начальником управления по образованию администрации Ленинского района Натальей Кучинской

Наталья Кучинская окончила Минский государственный педагогический институт имени А.  М. Горького, учитель начальных классов; Академию последипломного образования, учитель-дефектолог; Гродненский областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов образования, менеджер в сфере образования; Академию управления при Президенте Республики Беларусь, магистр государственного управления. Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва.

— У вас большой опыт работы в качестве руководителя. Знаю, что преподавали и в негосударственных учреждениях образования. В профессиональном плане такой эксперимент оказался полезным?

— Безусловно. В частных гимназиях учитель совместно с родителями выбирал образовательный маршрут конкретного ребенка и работал на его успехи. Это требовало глубины педагогических и психологических знаний в подборе методик преподавания. Вдохновляла и творческая атмосфера.

— Академия последипломного образования, Гродненский областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров, магистратура, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Вы никогда не переставали учиться…

— Мне нравится одно высказывание: «Мир настолько динамичен, поэтому, чтобы стоять на месте, нужно быстро бежать».

— Вместе с главой администрации Ленинского района Петром Николаевичем Шостаком вы были депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва. Помогает в работе, когда руководитель — коллега-депутат?

— С одной стороны, находясь в команде с человеком, которого не можешь подвести, постоянно ощущаешь гиперответственность. С другой — благодаря совместной работе и взаимопониманию есть поддержка многих идей, начинаний. Так было с закупкой специализированного транспорта, который сейчас подвозит детей-инвалидов в школу и коррекционный центр. В нынешнем году в нем начнется капитальный ремонт.

— Много лет говорят об обновлении Центра дополнительного образования детей и молодежи «Маяк». Какие у него перспективы?

— К сожалению, и его педагоги, и учащиеся пока работают в довольно стесненных условиях, но приступать в этом году к капитальному ремонту не планируем — нет финансирования.

— На нынешней должности вы не так давно — более года. Что удалось сделать?

— Как и всякая женщина, обращаю внимание на внешний вид (улыбается). В том числе и учреждений образования. Обновляем фасады и входные группы школ, гимназий. Уделяем большое внимание стендам на стенах в коридорах, созданию сайтов. Все должно быть привлекательно и информативно. Развиваем соревновательное движение. За победу в районном конкурсе «Бренд образования Ленинского района» награждаем ценными призами (компьютерами, мультибордами и так далее). Вводим практику активного обмена опытом: приглашаем педагогов районных учреждений образования друг к другу в гости. Устраиваем так называемые методические мосты, знакомимся с управленческим опытом — организуем выездные заседания школы управленческого мастерства. Они уже прошли в регионах, на базе Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, педуниверситета, Академии управления. Работаю по принципу «не ломать, а развивать», очень уважаю коллег за профессионализм, командный дух, желание сделать максимум.

— Многие детские сады и школы внедряют инновации, реализуют интересные проекты — стараются отличаться от других. Какие учреждения образования Ленинского района наиболее в этом преуспели?

— Сложно выделить одно, каж­дое заслуживает добрых слов. Мне нравится бывать в детском саду № 137. Это единственное в республике учреждение дошкольного образования, включенное в проект ПРООН по программе «Зеленая школа». В 353-м детском саду сильная медицинская база: многие малыши с нарушением зрения достигают значительных улучшений и выходят на норму.

В 111, 130, 139-й школах создана прекрасная адаптивная среда для детей с особенностями психофизического развития. Школа № 55 сильна подготовкой в области IT. Реализуют интернет-проект с меж­дународным участием «Создавая завтрашний день». Ценю за креативность в развитии молодежного движения школу № 118.

Гимназия № 1 имени Ф. Скорины занесена на Республиканскую доску Почета, входит в число ассоциированных школ ЮНЕСКО, ее ученики — постоянные победители республиканских и международных олимпиад. В Центре коррекционно-развивающего обучения сильная команда педагогов, сочетающих науку и практику. На его базе прошел международный семинар по работе с детьми-­аутистами. В Социально-педагогическом центре реализуют проект ПРООН «Социальные услуги для подростков в контакте с законом». Могу продолжать и дальше о каждом из 47 детских садов и 27 школ Ленинского района.

— Во многих проблемах родители часто винят школу, а школа — родителей. В чем причина такого противостояния?

— Не надо драматизировать. Важно сотрудничать и слышать друг друга. К хорошему учителю родители всегда прислушиваются. Понимают, что именно педагог — первый помощник в воспитании и значимый взрослый в жизни ребенка. Иждивенческая позиция, мол, мне все должны, присутствует у меньшинства.

— Как вы относитесь к введению факультатива «Основы семейной жизни», который будут изучать старшеклассники?

— Положительно. Причем начинать нужно с элементарных вещей: учить мальчишек открывать девочкам дверь, объяснять, что их нужно пропускать вперед, — воспитывать мужчин. Напоминать девчонкам, что они  будущие мамы, хозяйки. Подросткам нужно объяснять, что семья — одна из главных ценностей в жизни и вместе с тем большая ответственность. Важно, если в качестве примера ребенок сам будет рассказывать счастливые истории людей из близкого окружения — родственников, друзей, знакомых.

— Сегодня все больше женщин занимают руководящие должности. Тяжело ли ощущать постоянную ответственность?

— Каждая сильная женщина мечтает быть слабой, но не может себе этого позволить. Да, я четко осо­знаю, что отвечаю за свое дело, за подчиненных, за благополучие семьи, родителей. Но природа создала женщину проницательной, мудрой, а главное — очень сильной. Недаром говорят, что женский стиль управления отличается от мужского тем, что мужчина видит лес, а женщина — каждое дерево в нем.

— Лучший отдых для вас — это…

— …прогулки на природе, путешествия, занятия скандинавской ходьбой. С удовольствием читаю, бываю в театрах, Национальном художественном музее. Это дает ощущение красоты, полноты жизни, спокойствия и внутренней гармонии. Одну из последних прочитанных книг со­временного белорусского автора Екатерины Медведевой «Разламашкі майстра Люфта» очень рекомендую. Глубоко, тонко и потрясающе красиво. Хорошо готовлю, при этом совершенно не представляю себя домохозяйкой, ведь работа приносит удовлетворение.