Образование

И не друг, и не брак, а как?

любовь

С нового учебного года появится возможность преподавать факультативный курс «Основы семейной жизни» старшеклассникам

Ученики 9-11-х классов раз в неделю будут учиться тому, как правильно строить отношения с супругом или супругой и развивать личные качества, необходимые в семейной жизни. Инициатором курса выступил Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. В вузе рассказали, зачем нужен факультатив и кто его может вести.

У подростков на первом месте любовь

С 2016 года в университете совместно с Белорусским союзом женщин реализуется Республиканский социально-образовательный проект «Здоровая семья — здоровая нация». Его партнерами стали 4 профильных министерства: образования, труда и социальной защиты, информации, здравоохранения.

— Цель проекта — формирование в обществе семейных ценностей, воспитание культуры отношений, — рассказывает декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ Вера Мартынова. 

Вначале провели исследование среди старшеклассников, родителей и учителей, поинтересовались, что для них значит семья.

Опросили более полутысячи подростков из разных регионов республики, около 300 мам и пап и получили весьма любопытные результаты.

— Среди жизненных ценностей на первое место поставили любовь 76 % старшеклассников. У 75 % ребят на 2-м месте семья. Эти цифры говорят о том, что для подрастающего поколения гармоничные супружеские отношения — перспектива, к которой они стремятся, — считает Вера Мартынова. — При этом 59 % опрошенных отметили, что создадут семью обязательно.

По мнению 29 % ребят, основа благополучного брака — взаимопонимание, 25 % — любовь.

— Лишь 4,6 % ответили, что гармоничный брак основан на взаимоподдержке, 1,8 % — на ответственности. Такие данные заставляют задуматься, ведь это два важнеших компонента, на которых держится счастливая семья, — говорит Вера Васильевна.

Выявлены и другие тревожные моменты, например, 28 % учащихся живут в неполных семьях, 41 % опрошенных положительно относятся к официально незарегистрированному браку, то есть сожительству.

— 11 % подростков отметили, что в их семьях каждый живет сам по себе, часто бывают ссоры и скандалы. Такой союз не будет для ребенка положительным примером, — подытоживает собеседница.

Авторы факультативного курса считают: на современное поколение большое влияние оказывают СМИ. Высокие рейтинги просмотров — у историй неблагополучных семей, дележки наследства, однополых браков. Откуда подросткам черпать информацию?

— Мы откровенно спросили у них, надо ли сегодня учить в школе тому, как создавать семью и воспитывать детей. 78 % ответили положительно. А чему учить? 45 % ребят сказали, что умению понимать другого человека и разрешать конфликты,

25 % — уходу за детьми и их воспитанию, 21 % — навыкам ведения домашнего хозяйства, 16 % — планированию и рождению дете­й, — заметила Вера Мартынова.

Каждая вторая белорусская семья распадается

Чтобы сделать брачные союзы более устойчивыми, нужно формировать у ребят культуру супружеских взаимоотношений.

— Проблема большинства разведенных семей в том, что муж и жена не понимают друг друга, не нашли общий язык, — считает автор программы факультатива преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ и практикующий семейный психолог Елена Погодина. 

В факультативном курсе будут затрагиваться юридические аспекты семейных отношений. Учащиеся познакомятся с белорусским законодательством. Подростки должны понимать, что в зарегистрированном браке государство гарантирует защищенность ребенка и супружеских отношений.

Занятия будут проходить в форме тренингов, экскурсий, встреч со специалистами. Школьникам предложат подискутировать и на неудобные темы: как относиться к незарегистрированным бракам, альтернативным формам семей, например однополым.

Читайте также:  Ваш выход, Мэри Поппинс

Ученики будут анализировать типичные конфликты между супругами, способы их разрешения, вопросы взаимоотношений родителей и детей. Важно, чтобы площадкой для обсуждения острых вопросов стали не социальные сети или интернет-форумы, а школа.

Выбор за малым

Основы семейной жизни будут преподавать учащимся по их желанию и с письменного согласия родителей

— Факультативные занятия не являются обязательными. Если старшеклассники проявляют интерес к теме курса, в учреждении образования создают группу учащихся и они посещают занятия. Преподавание конкретного факультатива возможно в том случае, если в школе или гимназии есть педагог, который квалифицированно сможет его вести, — пояснила начальник управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Наталья Катович. — Поскольку любой факультатив — это дополнительная учебная нагрузка на школьника, его посещение возможно лишь с письменного разрешения родителей.

В настоящее время авторский коллектив университета разрабатывает пособие для руководителей курса по основам семейной жизни. Но преподавать факультатив можно по уже созданной программе, где указано краткое содержание каждой темы. Определен список литературы, который можно использовать для подготовки к занятию. Любопытный момент: в этом ряду есть книги, изданные в 1980-х, например «Гармония семейных отношений» В. Владина и Д. Капустина, датированная 1989 годом. Насколько актуальным будет содержание подобных книг для современных подростков? Названный труд написан известными белорусскими сексопатологами, которые рассказывают об интимной стороне супружеских отношений. Мы посмотрели, о чем писали авторы 20 лет назад, пролистав электронную версию книги. Деликатная тема раскрыта живо, интересно и с юмором.

Молодость подскажет

подростки, любовьУчить подростков семейным отношениям смогут, например, математики и химики

— Рекомендуем преподавать этот курс социальным педагогам или педагогам-психологам, которые сегодня есть в каждой школе. За время профессиональной подготовки в педуниверситете они изучают специальные дисциплины по семейной педагогике, психологии семейных отношений, психотерапии, основам семейного консультирования. Не ставим возрастных ограничений: вести курс может как опытный учитель, так и молодой специалист. Они умело находят интересные формы проведения занятий, подростки им доверяют, — считает Вера Мартынова.

Специалисты вуза подчеркивают: преподавать курс могут и другие школьные учителя, для которых эта тема представляет интерес. Для них разработаны специальные курсы системы переподготовки и повышения квалификации как в БГПУ, так и в региональных учреждениях.

Папа в переднике

Одна из тем факультатива «Функции мужчины и женщины в семье». Как о них будут рассказывать школьникам?

С учениками поговорят о психологической совместимости супругов, роли каждого из них в семье. Чего ожидаем от партнера и какие социокультурные стерео­типы мешают нам создать комфортные отношения? Не верно полагать, что место жены у плиты, а мужчины на заработках. Сего­дня отношения в браке сводятся к гендерному равенству. Исторически сложившиеся роли супругов могут быть взаимозаменяемыми: нормально, когда мужчина готовит ужин, моет посуду и прочее. По законодательству сильный пол может оформить отпуск по уходу за ребенком. В современной семье складываются партнерские отношения. Если говорить о роли мужа и жены в воспитании ребенка, то их задачи в семье разные. Мама ответственна за эмоциональный мир, отец — за постановку жизненных целей, их достижение.