На все четыре стороны

Грани одиночества

Спектакль «Дора, или Сексуальные неврозы наших родителей»

Постановка чем-то напоминает разговор с психиатром в темной комнате. Вначале кажется, что актеры и не играют вовсе, а выражаются так, словно говорили бы на собрании в школе или в библиотеке, выступая с докладом. Тихо и монотонно. Хочется встать и уйти, но со временем понимаешь — так надо. Они просто прячутся от реальности, откровенных разговоров, самих себя. Герои — не люди, скорее их копии. И каждая из них одинока.  И что бы ни обсуждали, даже самое сокровенное, кажется, будто они безразличны друг к другу.

Режиссер постановки Виталий Дудин взял за основу пьесу немецкого драматурга Лукаса Берфуса и перенес ее в наши реалии. Получилось мрачновато, но со вкусом — хотя бы из-за декораций. Они в спектакле главные. Напоминают гигантские нейронные сети прямо посреди сцены. Музыка и свет — полноценные герои действия: то нарастают, то исчезают, погружая зрителей в тишину и во мрак.

В центре сюжета — девочка Дора. Она милая, но наивная. Это ребенок с особенностями развития, которому никто не объяснил, как жить и как жесток бывает мир, тот, что за пределами комнаты, куда упекли ее сердобольные мама, папа и врач.

Они волнуются даже, но им, как говорил Станиславский, не веришь. Когда с Дорой случается несчастье, они бегают и размахивают руками, не сделав ничего, чтобы ее утешить. Да и девочка ведет себя так, словно и ей все безразлично.

Чтобы понять пьесу, нужно смотреть ее до конца, но справятся только самые стойкие. Если верить фабуле, это рассказ о сексуальности, ощущение которой приходит к подросткам внезапно и неосо­знанно. Но не только. Речь об одиночестве и о том, как важно слышать друг друга и не стыдиться чувств. После спектакля остается горькое после­вкусие: хочется выбежать на улицу и, заглядывая прохожим в лица, искать в них что-то живое и радостное.