Социум

Буря в тихой гавани

травля подростков

Педагог-психолог Ольга Мигунько: «Часто за агрессивным поведением ребенка скрываются тревога и неуверенность»

Утром 11 февраля 15-летний ученик столбцовской школы напал с ножом на учителя и одноклассников. В результате трагического ЧП педагог и один из подростков погибли. Подобное страшное происшествие случилось в мае 2016 года. Старшеклассник столичной гимназии нанес несколько ударов ножом в область шеи своей учительнице.

Педагог-психолог средней школы № 53 Ольга Мигунько рассказала, откуда берется агрессия и как подростку с ней совладать.

— Подростковый возраст — период кризисов, эмоционально крайне тяжелый этап жизни. Это не только гормональная перестройка организма. Перед старшеклассниками встает необходимость первого самостоятельного выбора призвания, который во многом определит их жизнь. Острые переживания связаны и с тем, что неокрепшему психологически ребенку необходимо постоянно соответствовать меняющимся требованиям общества. Отсюда распространенные в последнее время детские невротические, депрессивные расстройства. В этом возрасте формируется система ценностей, идут активное самопознание и самоопределение, полоролевая идентификация. Подросток пытается отделиться от всех, стремится к автономии, — говорит Ольга Петровна.

Большое влияние на психоэмоциальное состояние подростка оказывает успешность межличностных отношений со сверстниками.

Какие поведенческие особенности подростка могут насторожить родителей

— Обращать внимание следует на любые изменения в поведении чада. Был общительным, активным, но вдруг замкнулся в себе. Или, наоборот, был домоседом и книгочеем, но не­ожиданно стал увлекаться экстремальными видами спорта, то есть проявлять интерес к вещам, связанным с риском для жизни и здоровья, — поясняет педагог-психолог. — Я всегда говорю родителям: если вдруг вы почувствовали, что с ребенком происходит что-то не то, этого ощущения достаточно с лихвой, чтобы обратиться к специалисту.

Исходя из школьного опыта работы, Ольга Мигунько замечает: дети не умеют анализировать свое эмоциональное состояние, не могут порой назвать своими словами те чувства, которые их одолевают. И тем более не могут самостоятельно с ними справиться.

Как побороть в себе чувство агрессии

— Эмоции должны находить выход, то есть, говоря профессио­нальным языком, быть отработаны. Даже взрослые не всегда умеют это делать, скажем, прячут гнев за иронией, сарказмом. Над подростками довлеют социальные установки: злость, раздражительность, гнев, негодование под общественным запретом. Необходимо научиться выражать претензии, недовольство в словесной конструктивной форме. Например, используя Я-высказывания. Не пустили родители на день рождения к другу. Первая реакция: «Вы все плохие, меня обидели!» Это приведет к продолжению конфликта. Но высказывание может звучать и так: «Для меня очень важно провести время с друзьями, и мне обидно, что не могу с ними встретиться». Такая форма выражения недовольства поможет и пар выпустить, и не обострить конфликт с родителями, — приводит пример Ольга Мигунько.

Как строить отношения с учениками в школе

— Педагогам неприемлемо применять авторитарный способ построения отношений с современным учеником. В противном случае это приведет к конфронтации. Школьник — личность, и общаться с ним нужно, как со взрослым, давая возможность высказать свое мнение, — говорит педагог-психолог.

травля подростковУ старшеклассников может обостряться некое чувство справедливости, когда речь идет об оценке их стараний на уроках. Но просто заниженная отметка учителя не может стать причиной агрессии. Психолог подчеркивает: корень проблемы гораз­до глубже.

Если у ребенка все в порядке с самооценкой, он адекватно признает свои заслуги и недоработки. Низкий балл в худшем случае испортит ему настроение на 15 минут, и к конфликту это не приведет. Однако если у школьника пассивная самооценка (то есть мнение о себе он составляет в зависимости от того, как его оценивают и как к нему относятся другие), то любая неудача может спровоцировать агрессивное поведение.

Еще одна важная особенность подростков: они до конца не осознают ценность человеческой жизни. В большинстве в силу своего юного возраста они не имеют опыта потери близкого человека, переживания боли утраты. Это усугубляется еще и пристрастием современных детей к компьютерным играм. В виртуальном мире герой бессмертен. Условно: ранили в бою — восстановился, потратил очки, зашел в волшебный магазин — и ты снова в форме. Задача взрослых — показать ценность человеческой жизни, в том числе ее конечность. Наше существование не только праздник. Есть боль, сострадание к окружающим.

Ольга Мигунько замечает: часто за агрессивным поведением подростка скрываются тревога и неуверенность. Ребенку крайне важна жизнь без страха. Дети должны понимать, что родители их принимают и готовы поддержать в любой ситуации.

Громкие случаи нападения подростков в школах за последние два года

В сентябре 2017 года в городе Ивантеевка (Московская область) 15-летний школьник открыл стрельбу в классе и напал на учительницу с кухонным топориком. По данным следствия, он получил замечание за опоздание от преподавателя, после чего напал на неё. В панике три ученика выпрыгнули из окна, у одного из них диагностировали перелом, у учительницы открытая черепно-мозговая травма.

15 января 2018 года в одной из школ Перми двое подростков, десятиклассник и его приятель, пришли в кабинет, где занимались четвероклассники, и стали наносить удары ножами детям и учительнице, после чего ранили друг друга. Всего пострадали 15 человек, 12 из них были госпитализированы. Учительница, пытавшаяся защитить ребят, получила 17 ножевых ранений.

В январе того же года в школе в пригороде Улан-Удэ девятиклассник, вооруженный топором, ворвался в класс и напал на семиклассников и учительницу, затем устроил поджог и ранил себя ножом. По одной из версий, школьник хотел отомстить учительнице русского языка за свою неуспеваемость: он получил двойку в четверти по этому предмету, из-за чего его не допускали к экзаменам. В результате нападения пострадали 7 человек.

23 января 2018 года в школе в немецком городке Люнен 15-летний ученик ударил ножом в шею 14-летнего, который от полученного ранения скончался. Преступник попытался скрыться, но его выследили с вертолета. Мотивы его поведения не раскрываются. Известно, что нападавший жил в Германии, у него был казахский паспорт.

В феврале 2018-го во Флориде (США) 19-летний бывший ученик сначала убил из винтовки трех человек у входа в школу, а затем расстрелял всех попавшихся ему на глаза. В результате нападения на месте скончались 12 человек, еще двое от ранений умерли в больнице, 15 были госпитализированы с пулевыми ранениями различной тяжести.

В декабре 2018 года в московском районе Жулебино 16-летний ученик пришел в школу с ножом и угрожал убить себя, поскольку плохо написал сочинение на пробном ЕГЭ. Всех находившихся в школе эвакуировали, с парнем проводили переговоры психологи, его мать и сотрудники полиции. Подростка удалось убедить отказаться от своих намерений, после чего его передали врачам.