Социум

Не упустить возможности

Юрий Марьенков

Социальный педагог Юрий Марьенков не стесняется говорить с учениками о своей инвалидности и помогает подросткам пережить первую безответную любовь

Под безбарьерной средой сего­дня должно подразумеваться не только создание условий для свободного перемещения по городу и посещения социальных и культурных объектов. Важный аспект — снятие необоснованных барьеров в вопросах трудоустройства. В последние годы в решении этой проблемы наблюдается позитивная тенденция. Всё больше людей с ограниченными возможностями, вызванными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, осваивают профессии, которые ещё лет 10 назад были им недоступны.

Юрий Марьенков с отличием окончил Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, получил специальность «социальный педагог». В 2015 году по распределению пришел работать в среднюю школу № 203.

У молодого педагога гемипарез (частичный паралич)  левой части тела. Это последствие падения с пятого этажа. На тот момент Юрию было всего 10 месяцев.

— Хотел, наверное, полететь в космос. Под окнами росли деревья, и, как потом рассказывали очевидцы, когда падал, ухватился за ветку, что и смягчило приземление. Реанимация, переливание крови, реабилитация… — рассказывает он.

Раздался звонок с урока, и в кабинет социального педагога один за другим стали заглядывать учащиеся.

— Не удивляйтесь! Так всегда на переменах. Ребята знают, что ко мне можно зайти, пообщаться, посоветоваться, — говорит Юрий.

Сегодня он уверен, что нашел своё место в жизни. Его не смущает, что некоторые считают работу в школе малопрестижной и низкооплачиваемой. Ему важно другое: здесь он может себя реализовать в полной мере. Прежде всего с профессиональной точки зрения.

— Провожу профилактические мероприятия, консультирую родителей. В школе всё время что-то происходит. Случаются и конфликты, ведь это же дети. Когда ученики переходят из младшей школы в среднее звено и к ним в класс приходят новенькие, возникают сложности во взаимоотношениях. На протяжении прошлого учебного года по четвергам работал с одним из шестых классов, чтобы создать там более дружественную атмосферу. В этом году ситуация нормализовалась.

Читайте также:  Поделиться теплом

Со старшеклассниками недавно провели круглые столы, где обсуждали темы любви и влюблённости, разговаривали о том, как справиться с ситуацией, если твои чувства остаются неразделёнными.

Педагог отмечает: особенность физического развития никак не мешает ему выполнять профессиональные обязанности. Если дети задают прямой вопрос на такую тему, от ответа не уклоняется.

— Чаще мальчишки спрашивают, но только те, с которыми отношения уже выстроены. Они, правда, долго собираются с мыслями. А я всегда говорю им правду о том, что со мной произошло. Когда сам учился в школе, всякое бывало, но сильного прессинга не припомню. А вот с садиком были проблемы: меня туда брать не хотели, тактично отказывали, оправдываясь, что нет свободных мест. В те годы не хватало специалистов, которые могли бы работать с такими детьми. Сейчас ситуация гораздо лучше, — отмечает Юрий.

Он оптимист. Придерживается в жизни принципа: ставь цель и добивайся.

— У меня много знакомых с особенностями, некоторые из них занимают позицию «мне все должны». Это неправильно! Это тупиковый путь! Нужно общаться на равных, предлагать свои идеи, например, как улучшить ситуацию с той же безбарьерной средой, с инклюзией людей с инвалидностью в наше общество, — рассуждает молодой человек.

В школе есть интегрированные классы. Появился театр, в котором занимаются ребята с особенностями психофизического развития и обычные учащиеся.

— Идею подсказали десятиклассники. Наш театр участвовал в конкурсе социальных проектов. Одна театральная постановка уже состоялась — сказка «Красная Шапочка». К 8 Марта готовим спектакль по «Цветику-семицветику». Желающих стать актёрами очень много, — поделился Юрий.

— Работа для меня в первую очередь хобби, место, где можно отдыхать морально. Основная деятельность —  общение с детьми. Из-за не очень большой разницы в возрасте у нас практически нет барьеров, мы хорошо понимаем друг друга.

Сейчас Юрий работает над очередным социальным проектом. Он будет посвящён вопросам профилактики правонарушений среди учащихся 9-11-х классов. Надеется запустить его в течение года.