Заводской район

Я к вам спешу

Соцработник Валентина Немиленцева

Называют дочкой, рассказывают про детей, внуков, соседей и даже про сны. Соцработник Валентина Немиленцева — о работе с пожилыми людьми

Валентина Анатольевна — сотрудник отделения социальной помощи на дому Территориального центра социального обслуживания населения Заводского района. На обслуживании у неё более десятка человек. В день она совершает четыре-пять визитов. Вместе с Валентиной Немиленцевой направляемся по первому адресу. Пока идём, она рассказывает:

— Родом из Твери. По окончании там вуза получила специальность программиста. В Минск переехала, когда вышла замуж за белоруса. Родила сына. После декретного отпуска стала искать работу. Посоветовали пойти в социальную сферу. Решила попробовать. Убедилась, что это моё, тружусь уже восемь лет.

Отделение социальной помощи на дому заключает с подопечными договор, где определён перечень необходимых услуг. Некоторые сами могут передвигаться и себя обслуживать. А есть лежачие больные, которым во всём нужна помощь. Сотрудник территориального центра к каждому приходит несколько раз в неделю. Визит рассчитан на 1 час 50 минут. За это время надо оплатить при необходимости коммунальные услуги, прибрать в квартире, почистить плиту, оказать помощь в приготовлении пищи и многое другое.

Среди подопечных встречаются разные люди. После первого знакомства соцработник чувствует, легко будет с человеком или нет.

— Одному можно что-то сказать, и он поймет, а другому не понравится. Кто-то впадает в глубокую депрессию и повторяет, что ему надоело жить. Человека надо успокоить, поддержать. Некоторых вообще трудно понять: сначала называют дочкой, благодарят, а потом могут сказать такое, что выйдешь и расплачешься. Иной раз приходится даже к психологу обращаться, — говорит Валентина.

Но обиды она прощает и быстро забывает, возвращается к людям с улыбкой. А им нужно выговориться, пообщаться. Рассказывают про семью, детей, внуков, соседей и даже про сны. Вспоминают молодость, ушедших близких. Сетуют на подорожание коммунальных услуг, жалуются на хвори.

Читайте также:  Кисельные барышни

Подопечная Ирина Николаевна с постели встаёт с трудом и Валентину Анатольевну всегда ждёт. Дверь соцработник открывает своим ключом.

— Валечка, это ты? — раздаётся из квартиры.

— А кто же еще? — звучит в ответ.

После приветствий и традиционного «как самочувствие, какая на улице погода, кто звонил» обсуждают, что предстоит сделать.

Валентина Анатольевна приступает к обязанностям. Протирает пыль, моет пол. Помогает Ирине Николаевне принять ванну, меняет постельное бельё. А ещё нужно купить продукты, лекарства.

 — Иногда надо отвезти к врачу, — говорит собеседница. — Заказываю социальное такси и сопровождаю в поликлинику. Затем доставляю обратно. Бывает, у кого-то вдруг закончится лекарство. Звонят мне. И даже если это не день визита, всё равно бегу в аптеку и везу препарат.

Валентине Анатольевне не раз предлагали перейти на более престижную работу. Она отказывается, потому что видит реальную пользу от своего труда — помощь людям.

 — Валентина отзывчивая и душевная, — говорит заведующая отделением социальной помощи на дому Территориального центра социального обслуживания населения Заводского района Татьяна Мазуркевич. — Может и хороший совет дать, и словом согреть, и оказать нужную услугу.

Даже в выходные не забывает о подопечных:

— Порой за кого-то неспокойно. Тогда звоню, чтобы узнать, всё ли в порядке.