Культура

Не надо драматизировать

Неделя современной белорусской драматургии

Актёры поговорили о пьесах современных авторов весело и с огоньком 

В Минске проходит Неделя современной белорусской драматургии «Концентрация». Она стартовала с «Новодрамовского огонька» на сцене Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД).

Концертную программу открыло видеообращение бывшего руководителя Центра белорусской драматургии Александра Марченко. Он серьёзно-шутливым тоном настроил зрителей на восприятие новой драмы, за которой будущее и настоящее. Потому что она уже распространилась по театрам и быстро завоёвывает сердца зрителей. Что это за явление, и попытались разобраться ведущие вечера — актёры РТБД .

Неделя современной белорусской драматургииПервым делом они пригласили на сцену коллег из Купаловского театра, где недавно поставили пьесу Павла Пряжко «Урожай». Только вместо яблок, как в указанном спектакле, Ира и Люба собирали рукописи с пье­сами современных драматургов. Получилась смешная пародия не только на постановку, но и на ситуацию с новой драмой: читать можно, ставить — нет. Почему? Ненормативной лексики много, сложно для восприятия, а ещё может вызвать побочные эффекты.

Так вышло с актрисой Анной Семеняко, которая играет роль Таньки в спектакле «С училища» по пьесе Андрея Иванова. На видео, которое продемонстрировали зрителям, драма молодой семьи: муж актрисы страдает от того, что жена не может выйти из образа.

Неделя современной белорусской драматургииГоворили о новой драме в музыкальной форме. Выступил с монологом-плачем и драматург Дмитрий Богославский. Он рассказал о наболевшем: вместо того чтобы поставить пьесу на сцене, режиссёры устраивают читку. Зрителей не зовут. Название меняют, героев переименовывают. В своей речи Дмитрий упомянул 35 пьес современных белорусских авторов и выразил уверенность, что всем театрам страны хватит новой драмы.

Если вы ещё не в курсе, что это такое, идите в РТБД. Там можно увидеть «Гэта ўсё яна» по тексту Андрея Иванова, трагедию Юлии Чернявской «Сіндром Медэі»; «А если завтра нет?» и «Ціхі шэпат сыходзячых крокаў» Дмитрия Богославского; «Кар’еру доктара Рауса» по пьесе Виктора Мартиновича. После спектаклей — обсуждение с авторами. Узнать больше про современную белорусскую драматургию можно на лекциях, мастер-классах и ларпах (подраздел ролевых игр. — Прим. авт.), что пройдут на неделе в Центре белорусской драматургии.