Все началось с джинсов
«Авантаж» был создан в сентябре 2001 года по инициативе директора студенческого клуба БГЭУ Ирины Дороховой. Однако название появилось позже, а изначально это была студия моды. Руководить студией предложили Любови Шибаршиной. Она также выпускница БГЭУ, но профессия бухгалтера ей показалась скучной. Душа просила творчества.
— Конечно, пришлось приложить немало усилий, — говорит Любовь. — Перепрофилироваться, получить диплом педагога на факультете психолого-педагогической переподготовки БГЭУ… Создавая студию моды, мы сразу решили, что нужны две группы — дизайнеров и моделей. Совмещать эти две профессии практически невозможно.
Занятия по дефиле и актерскому мастерству проводить было некому. Ни швейных машинок у девчат, ни тканей, одни идеи… Это сейчас университет оказывает финансовую помощь театру моды при создании новых коллекций, организации поездок на фестивали и конкурсы. Первую же коллекцию, джинсовую с вязаными деталями, шили по принципу «с миру по нитке». Кто-то принес из дому старые джинсы, кто-то — фурнитуру… Порезали-порвали, покрасили… Показ состоялся на новогоднем концерте в университете. Зрители оценили.
— Вторая коллекция у нас вообще была из полиэтилена, — продолжает собеседница. — Да и сейчас мы нередко используем необычные материалы. Например, парики для «Отражения» сделали из тканевых жалюзи. Порезали на полосы разной ширины, накрутили «локоны», даже мелирование «волос» сделали.
В головные уборы превратили пятилитровые пластиковые баллоны из-под питьевой воды. Было и свадебное платье из монтажной пены. Словом, фантазировали…
На создание коллекции уходит от четырех до шести месяцев. Каждый показ — спектакль. Конечно, это не классическое театральное действо, поскольку главная цель — демонстрация костюма.
От студии к народному театру
За семь с половиной лет многое изменилось — и преподавательский состав, и ряды моделей.
— Например, Оля Козырицкая пришла к нам студенткой, — рассказывает руководитель «Авантажа». — А через пару лет я пригласила ее преподавать дефиле. Оля окончила модельную школу и постоянно повышает свою квалификацию. Режиссирует дефиле, отвечает за стиль, визаж и прически — она еще и парикмахер. Оля — моя правая рука.
Почти год в театре работает преподаватель по актерскому мастерству Виталий Кравченко — актер театра имени Горького. Сегодня он единственный мужчина в коллективе.
— Нужен был свежий взгляд, желательно мужской, на наше творчество, — отмечает Люба. — Виталий — человек ответственный и строгий. Его замечания и советы нам очень помогают.
За время существования театра дизайнерской группой было создано более 15 коллекций разных стилистических направлений, а сами мастерицы участвовали в различных конкурсах, например, в 2005 году — в проекте Саши Варламова «Дикая охота» по мотивам произведений Владимира Короткевича.
— Совместно с дизайнером Анфисой Карпейчик мы делали коллекцию «Порок — зависть» и участвовали в работе творческой мастерской «Мельница моды» в Риме, — рассказывает Любовь. — А на Международном фестивале театров и студий моды «Модный двор» в Пензе наш коллектив получил диплом «За креативность». На фестивале студенческого творчества «Мы вместе», который проходил в Брянске, заняли второе место в номинации «Театр моды». Это все проходило в последние годы. Более того, «Авантаж» диктует моду и в своем вузе: театр стал инициатором и куратором конкурса грации и артистического мастерства «Мисс БГЭУ». И в Минске о нас сложилось хорошее мнение: меня пригласили стать председателем оргкомитета фестиваля авангардной моды «Мамонт». С нынешнего года мы начали тесно сотрудничать с первым белорусским порталом стиля и красоты DIVA.BY, планируем организовать несколько интересных проектов.
«Авантаж» — постоянный участник республиканских и городских праздников, конкурса дизайнеров и модельеров «Модель года», фестиваля «Арт-вакация» и выставки студенческого творчества «Арт-академия».
Три года назад коллектив театра защитил почетное звание «народный» со спектаклем-показом «Волшебство и вдохновение». А завтра, 26 марта, на подтверждение этого звания представит публике еще более интересную постановку «Отражение».
В следующем учебном году Любовь Шибаршина планирует проводить занятия с дизайнерами по мюнхенской программе. Кроме того, она разработала методическое пособие по организации и функционированию театра моды в технических и экономических вузах и надеется его издать.
— Конечно, наши девчата не стали известными дизайнерами или моделями, но изменились внешне и внутренне, — подводит итоги Люба. — Уверенные, настойчивые, они научились грамотно распоряжаться своим временем и правильно себя подавать. У девушек появилось чувство вкуса и стиля. Им проще найти работу и свое место в наше непростое время…
Светлана ФРОЛЕНКОВА, «МК»