Жизнь как она есть

Хождение по мукам?

Платить или не платить — вот в чем вопрос!
Несколько раз был свидетелем аналогичных ситуаций, но никогда не задумывался: стоит ли платить за испорченную вещь. Не задумывался до тех пор, пока сам не попал впросак. Выбирая в аптеке шампунь, потянулся за очередной баночкой, она неожиданно задела соседний флакон, и тот вмиг грохнулся на пол. Администратор сделала серьезное лицо, изучила дефект и вынесла вердикт: «Придется оплатить!» От неожиданного поворота событий я так растерялся, что даже не нашел, чем оправдаться.
— «Зачем мне банная маска для лица?» — я только пожал плечами.
Но администратор была непреклонна: «Мне из своего кармана прикажете платить?» Думал сказать, что нет денег и удалиться, но как-то неловко стало, да и сумма ущерба оказалась не очень большая. Напоследок оставил пару нежных строк в книге жалоб.
На следующий день решил поискать ответ на вопрос. Оказалось, эта проблема не из самых легких, с которыми сталкиваются в обществах защиты прав потребителей. Да и информация о том, что все убытки от краж, порчи имущества и иных «стихийных бедствий» уже заложены в цену товара, лишь подстегнула идти до конца.
По словам специалистов, доказать свою невиновность в таких ситуациях очень сложно.
На мою запись в книге замечаний, как стоило ожидать, пришла стандартная отписка, в которой было сказано: «В соответствии со статьей 933 Гражданского кодекса Беларуси вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Казалось бы, ответ однозначный. Однако во втором пункте той же статьи 933 говорится: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине». Почему-то об этом мне не сообщили.
За восстановлением справедливости решил обратиться в администрацию района.
Не прошло и недели, как позвонили из злополучной аптеки и спросили, когда мне будет удобно… забрать деньги!

Что говорит закон?
Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 429 Гражданского кодекса Беларуси, «если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законодательством или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
В свою очередь, договор купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (пункт 29 постановления Совета Министров Беларуси от 7.04.2004 № 384, статьи 463 ГК). С момента заключения договора купли-продажи покупатель становится полноправным владельцем. До этого момента риск случайного повреждения имущества согласно статье 212 ГК несет собственник.
В то же время, в соответствии со статьей 933 ГК вред, причиненный имуществу фирмы, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. А согласно пункту 14 Правил осуществления розничной торговли покупатель, допустивший порчу имущества, обязан возместить ущерб (речь не идет о случайности. — Прим. авт.). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 933).

Не спешите платить за разбитый товар
Специалисты по правам потребителей в таких случаях предупреждают: «Не спешите платить за разбитый товар». Статью 429 ГК можно трактовать так: только тогда, когда покупатель произвел выборку товара — взял его в руки или положил в корзину — он за него отвечает. Словом, если вещь выскользнула из рук — это одно, а если вы нечаянно задели стоящий на стеллаже товар, отчего тот упал, — совсем другое.
Другая сторона вопроса — как раз проблема неправильной выкладки товара. Часто бывает, что работники магазина на небольшой площади пытаются поместить максимум вещей, что увеличивает для покупателя риск задеть их и уронить. Если удастся доказать, что произошла случайная порча товара, стоимость его возместит предприятие, взяв издержки на убытки хозяйственной деятельности.

Контрольный звонок
Что рекомендуют в обществах защиты прав потребителей тем, кто столкнулся с подобной ситуацией? На горячей линии общественного объединения «Минское общество потребителей» мне посоветовали быть аккуратнее.
— Если потребитель по своей вине портит имущество, то он должен возместить ущерб, — «утешил» собеседник. — Запись в книгу жалоб ничего не даст. В следующий раз будьте осторожнее. В такой ситуации вы в заведомом проигрыше!
Я еще долго пытался узнать у специалиста, что же тогда называть случайностью, как быть, если такое повториться еще раз. Увы, ответа так и не услышал.
В общественном объединении «Защита потребителей» с подобным вопросом порекомендовали обратиться в Министерство торговли или в соответствующее управление администрации района.
— Там также есть горячие линии по вопросам прав потребителей, они должны проверить правильность расстановки товара. Шанс есть, — сообщила женщина, — если вы этот факт зафиксировали.
— А зачем вы оплачивали? — ошарашили меня в «Белорусском обществе защиты потребителей». — Этим вы согласились с тем, что неправы.
Стал уверять, что на полке было мало места, и брать шампунь было неудобно.
— Правила выкладки товара в нашей стране существуют, но только для розничной торговли. Аптеки же к таковой не относятся. Там есть консультанты. Просите их — пусть подают, если не можете сами достать.
— Как надо было поступить? Не платить, даже если грозятся вызвать милицию?
Не успел я закончить вопрос, как мне пожелали «всего доброго» и повесили трубку.

Коротко и ясно
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса «риск случайной гибели имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». Пока вы не заплатили за товар и не получили кассовый чек, товар находится в собственности магазина, а никакой закон или договор не предусматривает ответственности посетителей торгового зала за его неумышленное повреждение.

Вадим БУДАНОВ, «МК»