Какая разница?
Все прелести веложизни я испытала на себе. Оказались они отнюдь не радостными. Во-первых, найти место, где можно хранить взятый на несколько дней у приятеля велосипед, сложно. В тамбуре байк всем мешает, в маленькой прихожей — тоже, а балкон и без того напоминает забитый под завязку музей ненужных вещей, которые использовать нельзя, а выбросить жаль. Пришлось «припарковаться» в комнате…
Во-вторых, без нервотрепки спуститься с четвертого этажа с тяжелым двухколесным чудовищем практически невозможно. Но настоящая морока начинается у подъезда: двор так тесно уставлен машинами, что между ними протиснуться проблематично. Тем более человеку с байком.
Ранним пятничным утром, чертыхаясь после преодоления полосы автопрепятствий, выезжаю с улицы Заславской к стеле «Минск — город-герой» на работу — до переулка Калининградского. Теперь можно выдохнуть: по проспекту гладкой лентой, разделенной белой линией на две части, тянется велодорожка. Это царство тех, кто не представляет жизни без двухколесного. Катиться по ровному асфальту, где на одной части нарисован человечек, а на другой — байк, одно удовольствие. Законопослушно занимаю нужную полосу. Кручу педали и… чуть не падаю от необходимости срочно затормозить: по дорожке для двухколесных не спеша гуляют мамочки с колясками.
— Отойдите левее, здесь велосипедисты ездят, — не удерживаюсь от замечания.
— Объедете, — невозмутимо отвечает мамочка. — Какая вам разница, по какой части дороги ехать?
Россия отстает
В Москве тоже скоро должны появиться специальные велосипедные дорожки и целая сеть проката велосипедов — по примеру французов. Пока в России этот вид транспорта не развит — ни в качестве личного, ни в качестве коммерческого. Велосипед используется только для передвижения на даче или в городских парках.
А разница большая: неохота на пешеходной части лавировать между людьми, если есть своя, законная, велосипедная территория. Пусть и не везде идеальная: кое-где проектировщики вместо удобных съездов по старинке оставили бордюры. Перед ними приходится слазить с байка и переводить его через дорогу. Места, где обосновались бордюры, завсегдатаи велодорожки знают — опасные точки они запомнили по полученным синякам и ссадинам. У меня, новичка, выход пока один — особо не разгоняться, чтобы успеть вовремя затормозить. Так ездить более безопасно, но удовольствия от такого вояжа существенно меньше.
Мало удовольствия и в том, чтобы втаскивать велосипед в пешеходный переход, что недалеко от Дворца спорта. Другим путем, к сожалению, в магазин по ту сторону дороги не попадешь, а пить хочется — в город пришла жара. На то, чтобы найти у магазина место, где можно цивилизованно поставить велосипед, я уже и не надеюсь — велопарковок в Минске раз-два и обчелся. Приходится на свой страх и риск бросить его у входа в магазин, а потом мучиться у кассы: на месте ли мой двухколесный, цел ли?
Автонелюбовь
От Немиги до улицы Калинина, где она пересекается с Сурганова, велопутешествие дается совсем нелегко: приходится ехать вместе с машинами. И хотя по правилам дорожного движения владельцы байков имеют право претендовать на кусочек асфальтового полотна шириной всего в метр, автомобилисты настойчиво пытаются лишить велосипедистов даже его. Могут подрезать, проехать мимо так близко к байку, что душа уходит в пятки, или сигналить, мол, двигайся быстрее, я опаздываю… Среди пешеходов велосипедисты тоже незваные гости. Особенно на центральных улицах в часы пик, когда одновременно сотни людей торопятся на работу.
А вот на улице Калинина проехать на байке и вовсе сложно — тротуары очень узкие. К тому же сейчас там идет ремонт — перекладывают плитку. Снова приходится выезжать на дорогу, которая под завязку забита транспортом, ибо особой шириной также не отличается.
К моей радости, докатить на работу все же получилось. Без особых потерь, как, впрочем, и без особого комфорта. Зато с пониманием: это в Европе давно все оседлали железных коней — серьезные бизнесмены в деловом костюме с галстуком и леди в юбках не стесняются ездить на них в офис. У нас же путь на работу на байке, если только по счастливой случайности он не проходит по маршруту велодорожки, пока можно приравнять к экстремальному виду спорта, который требует не только стальных мышц, но и таких же нервов.
Елена ИВАШКО, «МК»