Деловой завтрак

Торговля: заглянем в завтра

Вектор развития
— Олег Михайлович, любите ли вы мечтать? Если да, давайте представим, какие новые магазины, рынки, рестораны, кафе могут появиться на карте города.
— Пофантазируем или поговорим о том, что запланировано?
— Сделаем и то, и другое. Вначале — о реальных планах.
— Прежде я хочу дать краткую характеристику торговли, что мы имеем на сегодня. В Минске 2.600 торговых предприятий и 1.620 предприятий общественного питания. Казалось бы — много. Но большинство этих объектов — выходцы советской эпохи, их нужно реконструировать и модернизировать, превращать в современные торговые центры. У нас работают 28 рынков. По количеству, согласитесь, тоже вполне достаточно. И опять но. Время рынков проходит. От них нужно уходить в более цивилизованную торговлю. Поэтому развитие получили два основных столичных формата: крупные торговые центры (гипермаркеты) и магазины шаговой доступности.
— Что в ближайшей перспективе?
— Сегодня в разработке 26 гипермаркетов. Одни находятся на стадии проектирования, другие строятся и до 2015 года должны открыться. В этом году двери распахнут четыре из них, причем упор сделан на Заводской район: один гипермаркет в Шабанах, второй — в Чижовке. Еще один крупный торговый центр получит Фрунзенский район. А четвертый магазин — на пересечении улиц Маяковского и Денисовской — должен открыться в конце этого месяца.
Кроме гипермаркетов появится немало магазинов шаговой доступности — получит развитие бренд «Мой магазин».
— Проблем, видимо, немало…
— К примеру, такая: некоторые проекты разрабатывались лет пять-шесть назад и сегодня выглядят устаревшими. На недавней встрече Президента с руководством Мингорисполкома глава государства сам заговорил о том, что в городе мало суперсовременных торговых центров — если сравнивать со столицами европейских держав. Поэтому мы рекомендуем нашим инвесторам почаще заглядывать в завтра, разрабатывать проекты с учетом перспективы. А то ведь здание стоит красивое, солидное. Заходишь — а внутри все поделено на обыкновенные «клетки»-бутики, и город получил еще один крытый рынок. Такие магазины нам тоже нужны, но в разумном количестве.
— Что из европейского опыта можно использовать в Минске?
— Если взять нашу соседку Литву, то признаем: литовцы движутся в направлении создания современных торговых объектов быстрее, чем мы. Однако «Акрополис» в Вильнюсе уже ничем не поражает — обычный огромный магазин. У нас в Минске есть подобные. А вот «Акрополис» в Каунасе на порядок выше. Я много где бывал и много чего видел, но каунасский гигант впечатляет. Представьте город в городе площадью 88 тысяч квадратных метров. Он разместился в помещениях бывшей текстильной фабрики. Инвестор выкупил ее, сохранил фабричные постройки, одел их в металл, стекло и каждой нашел свое предназначение. Кроме торговых рядов есть семь кинотеатров, хоккейная площадка, рестораны, кафе, бары… — тысяча услуг. В таком «городе» можно с семьей провести целый день, скучно не будет.
— Мы сделаем свой, минский, «Акрополис»?
— Обязательно. В Каунасе уже побывали наши бизнесмены, есть договоренность с архитектором, который разрабатывал этот проект. Определена площадка — у перекрестья улиц Тимирязева и Орловской. Но, надо понимать, инвестору необходимо найти средства для строительства, и немалые. Поэтому назвать точную дату открытия минского «Акрополиса» я пока не могу. Зато скажу, что на проспекте Победителей строится «Минск Лидо», проект которого приближен к каунасскому «Акрополису». В этом торговом объекте будут и кинозалы, и ледовая площадка…
Если говорить в целом, столичный магазин на глазах меняется, из сферы сугубо материальной он поднимается на ступень выше — в культурную среду, становится не только местом, где совершаются покупки, но и современным центром отдыха, развлечений, общения и даже укрепления семейных отношений.

У торговли — гибкий позвоночник

— Гипермаркеты, рынки, интернет-магазины, дискаунтеры, магазины шаговой доступности… Как правильно разместить их в городе? Правильно — это значит с наибольшим удовлетворением потребностей самых разных потребителей. Вопрос, видимо, очень сложный…
— И очень важный. Конечно, процессом размещения торговых объектов надо управлять.
Возьмем, к примеру, такую форму организации торговли, как интернет-магазины. На 1 января этого года в Минске было 400 интернет-магазинов, а на 1 июля — 2.128. Бизнесмены очень быстро среагировали на те изменения, которые произошли в мировой экономике, а значит, и в столичной. Потребитель доволен, мы этому рады. И одновременно огорчены: почему наши крупные магазины, универмаги не открыли свои интернет-магазины? Выходит, нужен «указующий перст»…
— Нельзя ли перехватить у частника и другую инициативу: доставлять на дом мелкие покупки, продукты?
— Тот руководитель предприятия, который думает о завтрашнем дне, уже делает это. Иначе не выживет в условиях конкуренции. Он обязан с утра до вечера мыслить о том, как у потребителя забрать деньги, оказав ему качественную услугу. В этом суть торговли. Только упор сделаем на словах «качественная услуга». К сожалению, городская торговля не такая гибкая, как частная.
— И все-таки кто решает, где какой магазин нужен?
— …А может, нужен не магазин, а парикмахерская?.. Или прачечная?.. Открытие новой торговой точки должно быть научно обосновано, просчитано. Поэтому мы дали задание нашим ученым разработать и положить на бумагу план-дислокацию торговой сети с учетом уже действующих магазинов. К концу года такой план будет.
— Как мировой кризис сказался на торговле?
— Подешевел чек. Минчане стали покупать на 20-30 процентов меньше — в денежном выражении. В сфере общественного питания процентов на 20 упала выручка, горожане стали реже ходить по ресторанам. Есть проблемы у инвесторов, некоторые не могут приступить к возведению запланированных объектов. И все-таки мы не сворачиваем ни одну свою программу, стараемся работать еще лучше.

Дела рыночные
— Олег Михайлович, вы сказали: время рынков проходит. Означает ли это, что закроются рынки с мелким оптом, смешанные?
— Всех будем приводить к одному знаменателю — современному. Таких рынков, как «Торговые ряды» в Заводском районе или базар в Шабанах, в столице не должно быть. Это не торговые объекты, а пародия на них. Как только в Шабанах откроется гипермаркет — рыночек исчезнет. В Минске есть еще рынков пять бесперспективных. А остальные пройдут модернизацию согласно программе развития рыночной торговли до 2012 года.
— Какова судьба одного из самых старых наших рынков — Червенского?
— Он находится в собственности Бел-коопсоюза — равно как Курасовщинский и Чижовский. По этим трем рынкам у нас немало тревог, мы многократно требовали, чтобы объекты были приведены в порядок. Увы… Мы вышли с предложением: передать рынки в муниципальную собственность. Глава государства дал согласие. Теперь город будет выкупать по балансовой стоимости все строения, которые находятся на территории рынков, на это уйдет примерно три миллиарда рублей. Причем до августа юридическая сторона вопроса должна быть решена. Если произойдет так, как запланировано, то с августа начнем модернизацию. Червенский, Курасовщинский и Чижовский рынки станут филиалами Комаровки. Возможно, привлечем к реконструкции инвесторов.

Больная тема — киоски
— Да, этот вопрос с бородой… Мы шли к тому, чтобы убрать торговые киоски с улиц, особенно в центре города, медленно, неуверенно с конца 90-х годов… И это говорит о том, что в Мингорисполкоме работают люди, взвешивающие все за и против, думающие о благе горожан, будь то покупатель или предприниматель. С одной стороны, киоск на остановке общественного транспорта удобен потребителю: можно купить талон на проезд, мелкую вещь, продукт питания… С другой стороны, продавец в таком киоске трудится в плохих условиях, а между киосками бегают крысы… Не говоря о том, что работа идет по серым схемам: товар неучтенный, неведомо откуда завезенный… А контролеров на всех не поставишь. Так что минусов оказалось больше, чем плюсов.
— Киоски вернутся на остановки?
— Нет.
— Пострадал ли товарооборот, из-за того что исчезли киоски?
— Нет. Пострадали предприниматели. Пусть они простят нас, но… Торговля на остановках в любой цивилизованной стране бесперспективна.

Обед по-мински
— За этот год в Минске откроются сто новых предприятий общественного питания. Готовится указ главы государства, будут изменены минимальные социальные стандарты. Сейчас на тысячу человек необходимо 117 квадратных метров столовых, кафе, ресторанов. Это выполняется. Но стандарты устарели, столице нужен комфорт, выбор, количество и качество…
— Каким же будет минский стандарт в общепите?
— На тысячу человек 130 квадратов.
— Какие еще грядут изменения?
— Кафе и рестораны придут в спальные районы. Получит развитие такое направление, как народный ресторан — я говорю о «Лидо». Откроются еще две точки, надеюсь, будут лучше той, которая работает. Чтобы перенять опыт, увидеть все своими глазами, к основателю «Лидо» в Ригу наши специалисты выедут уже в самое ближайшее время. Откроется пешеходная зона в Верхнем городе — там появится россыпь кафешек на самый разный вкус.

Мечта уходит к горизонту
— Мы уверены, Олег Михайлович, что вы как самый обычный покупатель посещаете магазины и рынки.
— Конечно! Только я еще и очень пристрастный покупатель, меня волнует все, начиная с того, почему огурец в лотке кривой.
— Есть ли у вас любимый магазин?
— «Европейский». В этом магазине я отдыхаю душой. Очень хорош торговый центр «Столица» — достойный объект, знаковый, высокого уровня. Бизнесмены стремятся в подземном городе открыть свою торговую точку, потому как это престижно. Уже в самое ближайшее время там появятся ресторан и спортзал с боулингом. Площадь Независимости после создания «Столицы» обрела новое лицо. Теперь вот появились скульптуры — аисты — на куполе торгового центра… Знаете, каждый вечер из окна кабинета я вижу гуляющих по площади горожан — а ведь раньше было пусто — и понимаю: сделано доброе дело.
— Вы были на открытии самых разных, в том числе и частных, торговых объектов. Не обижаетесь, когда называют свадебным генералом?
— Я не часто выезжаю… Но считаю своим долгом присутствовать на таком событии, как открытие торгового предприятия. Каждый новый магазин или ресторан — подарок горожанам. Когда это делает инвестор или частник, вложивший собственные средства, мы должны при всех сказать ему спасибо.
— Можно ли создать совершенную во всех отношениях торговую сеть?
— Думаю, нет. Магазины создаются медленнее, чем растут запросы потребителя. Человек развивается — и его мечта уходит к горизонту. Но у меня есть, скажем так, личная мечта. Я хочу, чтобы на карте города появился центр мебели с огромным выбором товаров от самого разного производителя — отечественного и зарубежного. Чтобы не мотаться по Минску, а зайти — тут тебе сразу и мебель, и аксессуары, и консультации… Такой магазин будет!
— Олег Михайлович, продолжите, пожалуйста, фразу: торговля — это…
— Искусство. Коммерция. Психология. Культура. Все в комплексе. Двигатель торговли — интерес к человеку.
Работником торговли и общественного питания нужно родиться. Если он не умеет общаться с людьми, не может быть и услужливым, и добросовестным, и терпеливым, и знающим — нужно уходить в другую отрасль. На Западе оценку продавцу дают по одному критерию: вышел покупатель из магазина без покупки, значит, продавец не состоялся. И у нас этот критерий укрепляет позиции.
В Минске сегодня трудятся 80 тысяч работников торговли и общественного питания. Целая армия. Эти люди ценят свою работу, и в большинстве своем заслуживают, чтобы им чаще говорили не дежурное, а искреннее, щедрое спасибо. И не только в тот день, когда страна отмечает их профессиональный праздник.
— Спасибо, торговая армия!
— Присоединяюсь!

Светлана ШИДЛОВСКАЯ, «МК»