Городское хозяйство

Мосты округа Минск

История на улице Веселой
«19 апреля паровоз узкоколейки, идущий из леса Ваньковича к электростанции, пробегая через мост Веселой улицы, ввиду ветхости последнего опустился в воду. Вчера утром коммунисты в порядке субботника принялись за работу по извлечению паровоза из реки. Вероятно, уже в ближайшие дни мост и паровоз будут исправлены и возобновится подвоз дров к водоэлектростанции». Эту заметку белорусская газета «Звезда» (тогда это старейшее издание нашей страны было еще русскоязычным. — Прим. авт.) опубликовала 21 апреля 1921 года. Речь в ней — о происшествии на мосту, который хорошо знаком и сегодняшним горожанам. Правда, в ту пору он был деревянным, что, вероятно, и стало причиной крушения: дерево — материал недолговечный. Мост через Свислочь на улице Первомайской (а в начале 20-х годов прошлого столетия она звалась Веселой) возле Центрального детского парка имени Горького стал железобетонным вскоре после Великой Отечественной. Верой и правдой служил он городу. Но время безжалостно не только к людям. Самый прочный бетон рано или поздно приходит в негодность. И потому сейчас, как и 80 с лишним лет назад, здесь кипит работа. 
— Реконструкция должна завершиться до конца нынешнего года, — рассказывает директор УП «Горавтомост» Ярослав Павловский. — Внешне мост почти не изменится. Но по инженерно-техническому решению станет другим, более современным и надежным. Ремонт предусматривает замену балок пролетного строения с усилением опор. Над тем, чтобы дать новую жизнь «старичку», трудятся специалисты республиканского предприятия «Мостострой» — самой мощной в стране организации, специализирующейся на строительстве и реконструкции мостовых сооружений. Мостостроители из этого предприятия заняты и на реконструкции еще одного знакового для города объекта — путепровода на улице Кальварийской. И здесь их задача куда более сложная.

Операция «Путепровод»
Улица Кальварийская — важная транспортная артерия, ведущая на запад столицы. Интенсивная застройка этого сектора города и бурный рост числа автомобилей привели к тому, что старому путепроводу становилось все труднее выдерживать транспортный поток. Еще семь лет назад было проведено исследование, в ходе которого выяснилось: ежечасно через мост проезжает свыше двух тысяч автомобилей. С каждым годом эта цифра только возрастала. Такая нагрузка становилась неподъемной для конструкций путепровода.
Строительную операцию по обновлению, которая сейчас близится к завершению, можно смело назвать уникальной. Впервые в столице в рамках реконструкции, чтобы сохранить движение транспорта по магистрали, был возведен объездной путепровод, который впоследствии станет частью большой транспортной развязки. Уникальность проводимых здесь работ еще и в том, что как возведение нового, так и реконструкция старого сооружения ведутся над действующими железнодорожными трассами без остановки движения поездов.
— После завершения реконструкции путепровод на Кальварийской станет шире, — рассказывает Ярослав Павловский. — Движение по нему будет организовано по 6 полосам. Общая длина составит 200 метров. Базироваться он будет на 8 пролетах по 24 метра и 2 по 18 метров. Габариты позволят пропустить внизу участок трассы первого транспортного кольца, который соединит улицы Тимирязева и Харьковскую. При устройстве асфальто-бетонного покрытия применят современные технологии и материалы: кубовидный щебень и модифицированные битумы позволят выдерживать движение тяжелого транспорта без образования колеи.
По проекту предполагалось, что реконструкция продлится до 2011 года. Но было принято решение значительно сократить время ремонта, и уже в конце нынешнего года по обновленному мосту намечено открыть движение в одном направлении.
— Чтобы уложиться в такие сжатые сроки, здесь задействованы очень большие силы, — продолжил Ярослав Анатольевич. — Более ста специалистов трудятся на Кальварийском мосту почти круглосуточно.

Задание на завтра
В ближайшие пять лет в столице планируется построить около 20 автомобильных и пешеходных путепроводов
Одновременно будет продолжаться капитальный ремонт и реконструкция старых сооружений. Ведь большинство из них построены в 60-80-х годах прошлого столетия (около 65 процентов) и потому нуждаются в обновлении.
В 2010 году планируется начать реконструкцию пяти из них. Два — через Свислочь, в зоне отдыха «Дрозды», там, где сейчас ведется строительство минского велобана, и на улице Ташкентской возле столичного зоопарка. Обновить намечено пешеходный мостик через главную реку Минска у гостиницы Беларусь. Ждут строителей и два путепровода, переброшенных через железную дорогу: один на улице Железнодорожной, рядом с Минским вагоноремонтным заводом, второй — на улице Ваупшасова, неподалеку от территории моторного завода.
Что касается возведения новых путепроводов, то они будут появляться в основном там, где по генплану развития Минска намечено строительство крупных транспортных развязок.
Уже сейчас ведутся подготовительные работы по строительству большой развязки на перекрестке улиц Маяковского и Денисовской. В западной части города должно появиться аналогичное сооружение на пересечении проспекта Пушкина и улицы Харьковской. В более отдаленной перспективе — эстакадный путепровод над площадью Бангалор, который соединит улицы Сурганова и Орловскую.

Михаил МИХАЙЛОВ, «МК»