В «Надежде» разработана общая концепция развития детских игровых комплексов в природной среде — помогли немецкие архитекторы-дизайнеры. Как пример воплощения идей в жизнь — сама площадка для детей «Винни-Пух». Горка-скат, песочница, скамеечки, качели и декоративная фигура медведя — очень красиво и удобно! При этом площадка превосходно вписывается в окружающую среду, к тому же все сделано из экологически чистых материалов и пропиток. В строительстве были заняты 14 волонтеров из Италии, Германии и Беларуси в возрасте от 14 до 19 лет. Столько же волонтеров трудилось на обустройстве места отдыха у пруда — вот лавочки, беседка, декоративный мостик и небольшая обзорная площадка над прудом. Ребята работали с желанием и не делили дела на важные и не очень: по очереди подносили песок, пропитывали лаком дерево, укладывали камешки.
— На площадке ребята были распределены так, чтобы итальянцы, немцы и белорусы работали вместе. Некоторые материалы были заготовлены заранее, самые сложные работы помогали выполнять взрослые специалисты, — рассказал Валерий Николаевич Опарик, руководитель строительного участка.
К слову, профессиональные строители отметили: волонтеры подобрались крепкие, справлялись все, но итальянцы оказались ответственнее остальных…
— Один из девизов лагеря звучит так: «Мысли глобально — действуй локально». Что ребята и делают, понимая: всё в жизни взаимосвязано и за всё нужно нести ответственность, — считает Светлана Давидовская, завуч минской экологической гимназии № 19. — Благоустраивая такие площадки, они вносят свой вклад в большое дело. Поэтому в программе волонтерского лагеря было много семинаров, предоставивших ребятам возможность просчитать свой собственный экологический след, который они оставят после себя на земле.
В «Надежду» приехали воспитанники столичной экологической гимназии, участники проектов «Дадим отходам второй шанс», «Энергосбережение», ребята из Новополоцка, Витебска и Брестской области. Все они занимаются по программе «Местные повестки 21».
Для непосвященных: местная повестка — это программа действий, которая объединяет всех членов конкретного сообщества в XXI веке. Если говорить о школе, то это родители, учителя, дети и технический персонал. Каждый волен придумывать и выносить на рассмотрение свои планы и проекты, а уже реализовывать — вместе с остальными.
— Наша программа очень насыщенная. Мы проводили семинары, национальные вечера, во время которых происходило то, что научно называется культурным обменом. А если просто — общением… Например, особенность итальянцев — эмоциональность. Некоторые из них не знают английского, зато хорошо общаются жестами и мимикой. Мы придумали массу игр, разбиваем ребят на межнациональные группы… Так и общаемся, — добавляет Светлана Давидовская.
Ребята жили в палатках на берегу Вилейского водохранилища. Еда по большей части была белорусской, но случались и национальные угощения — паста из Италии, хлеб на палочке от немцев… Голодных не было! Днем ребята работали на проектах, ездили на экскурсии. В свободное время играли в футбол, волейбол. И непременно каждый вечер собирались на обсуждение прожитого дня.
— У нас были очень интересные семинары по чернобыльской катастрофе и программе устойчивого развития. Было интересно участвовать в международном экологическом проекте, — таково мнение минчанки Анастасии Шевчик из 19-й гимназии.
— Вначале было немного сложно общаться — все-таки языковой барьер, а потом все оказалось здорово! Люди веселые, много развлечений, и в то же время хорошо организована наша работа, — немецкий волонтер Дамен Раймас не скрывает улыбки…
И не один он улыбается. Довольны своей работой и отдыхом все волонтеры. Свой добрый след на белорусской земле они оставили.
Владимир ЖДАНОВИЧ, «МК»,
фото автора
P.S. В волонтерском лагере корреспондент «МК» побывал благодаря содействию Международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау в Минске.