Культура

О сколько нам открытий чудных…

 — Инна Васильевна, сегодня компьютер — не диковинка, он есть почти в каждой семье. Дети часто проводят за ним чуть ли не все свободное время. Нередки случаи, когда, например, «Войну и мир» Толстого читают в сокращенном интернет-варианте. Тяжело наблюдать такое…
— Не случайно девиз участников клуба «Буквица», созданного шесть лет назад в методическом объединении школьных библиотекарей городского института развития образования, звучит так: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Чтение способствует развитию воображения, интеллектуальных способностей ребенка, формированию нравственных качеств. Да, к сожалению, дети стали меньше читать, и проблема эта не региональная. Наши библиотекари бывают на международных форумах. В частности, вместе с коллегами из Германии, Швеции на научно-практической конференции обсуждали тему «Дети. Чтение. Общество». Минские специалисты представили проект «От 6 до бесконечности». Всем миром стараемся привлечь детей к книге, внедряя новые формы работы с юным читателем. Постоянный состав «Буквицы» —
23 человека. Остальные периодически посещают нас.
— Что нужно учитывать, работая с детьми?
— Надо знать возрастные особенности ребят. Дети помладше любят занимательно-развлекательные игры. К примеру, в гимназии № 16, где я работаю, учащиеся с нетерпением ждут неделю детской книги. Ее кульминация — праздник «Букет лучших читателей». Выставляется огромный искусственный цветок с тремя рядами лепестков, где ярко прописаны имена любителей книги с 2-го по 4-й классы. Каждый ученик ищет свою фамилию. «Книга нашего детства» — торжество, проводимое в гимназии-колледже № 24, где заведует библиотекой Нина Акулич. На праздник приглашаются не только дети, но и их мамы, папы, бабушки, дедушки. В итоге получается увлекательный диалог разных поколений о детской книге.
В неформальной обстановке со старшеклассниками проводим литературные ринги, посиделки. Популярными стали библиоревю — интервью с персонажами книг, роль которых исполняют учащиеся.
Дети разного возраста оживленно обсуждают тему любви. Помню, для четвероклассников проводила праздник, приуроченный к Дню влюбленных. «Рановато», — говорили мне. Но все прошло на ура. Дети прочли легенды о любви из древнегреческой мифологии и пересказали их. А тех, кто постарше, заинтересовали, к примеру, романтические истории Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, Ивана Тургенева и Полины Виардо…
— Как и чем вы помогаете школьным библиотекарям?
— Всего их в столице 358. Средний возраст — 40-45 лет. В вузовских библиотеках трудятся и мужчины, у нас — только женщины. «Все лучшее в работе коллег используй у себя» — важнейшее направление нашей деятельности, способствует повышению качества обслуживания читателей. С одноклубниками обсуждаем литературные новинки. Выпускаемая страничка «Недавно я прочла» всегда востребована. Побывали в Мяделе, где на базе средней школы № 2 провели профессиональную встречу с коллегами. Одна из обсуждаемых тем — «Экологическое воспитание учащихся».
— Кого из писателей приглашаете в литературную гостиную?
— Были встречи с Анатолием Зековым, Виктором Карамазовым, Василием Зуенком, Владимиром Липским…
— Ваши планы — это…
— Уже сейчас обсуждаем, как провести первый урок  «Я — минчанин» в новом учебном году. Подбираем информационный материал для классных руководителей. Планируем встречи учащихся с сотрудниками столичных музеев, Национальной библиотеки. Первого сентября в классы придут ветераны Великой Отечественной, известные люди столицы.

Галина МАЛАХОВСКАЯ, «МК»