И целого часа мало
— Актуальный вопрос, — рассуждает директор столичной гимназии № 6 Валерий Жмачинский, — пригодятся ли детям XXI века во взрослой жизни те умения, без которых подчас в быту не обойтись? Конечно, если парень захочет стать, скажем, столяром, а девушка — швеей, они поступят в техникум, и там их всему научат с нуля. Задача трудового воспитания как школьного предмета — обучить ребенка прежде всего жизненно необходимым вещам. Например, как прибить полку или подшить юбку. Думаю, это пригодится всем и в любое время. И то, что сегодня по учебным планам на «труды» отведен всего час в неделю, мне кажется недостаточным.
— Что успевают постичь дети за это время?
— Учебная программа максимально урезана — за один-два урока тому же вязанию не научишься. Какие-то темы приходится и вовсе опускать. Половину урока занимает теоретическая часть. Сколько же остается на практику?..
— А чему конкретно учат?
— Тому, чему учили когда-то и нас. Мальчиков — обработке деталей на станках, работе по дереву, пилению, строганию. Девочек — вышиванию, кройке и шитью, вязанию. Непростые навыки.
— Помню, одно время в школах запретили учить девочек азам поварского дела: были случаи отравления продуктами, которые дети приносили из дома.
— Сейчас уроки кулинарии разрешены. Есть четкие правила техники безопасности, которым мы следуем. Все продукты тщательно проверяются. К слову, посуду, плиты для приготовления блюд мы покупаем сами за счет школьных бюджетных средств. Как и рабочие инструменты для обучения мальчиков.
— Известно, что знаменитыми модельерами и великими поварами во все времена становились в основном мужчины…
— Если мальчик по собственному желанию и с согласия родителей захочет обучиться кулинарии или, например, шитью, либо девочка проявит интерес к резьбе по дереву, мы препятствовать не станем. Все возможно. Вопрос будет обсужден на педсовете. В то же время такие ребята обязаны пройти обязательную программу по трудовому обучению — свою для мальчиков и для девочек.
Печальный опыт
Некоторые школы России вообще отказались от уроков труда. Мол, слишком много хлопот с материальной базой: нужны инструменты, станки, швейные машины и прочее оборудование. Это если обучать ребят не формально, а по-настоящему. И предлог есть: дети, дескать, и так перегружены. Хотя на самом деле они часами просиживают за компьютером.
В то же время на рынке труда в России 80 процентов вакансий — рабочие специальности. Повсеместно не хватает слесарей, токарей, фрезеровщиков, водителей, строителей, каменщиков, маляров, сварщиков… Рабочий практически любой профессии не останется без работы.
Родители только за!
— Моя бабушка с детства привила мне любовь к вышивке, — рассказывает мама пятиклассницы Наташи, ученицы 6-й гимназии. — И дочка ловко обращается с иголкой. Знаю, что вышивке будут отведены максимум два занятия. Конечно, Наташа постоянно вышивает дома. Но почему бы ей не продемонстрировать свое мастерство одноклассникам, научить чему-то подруг? Если бы время позволяло…
Анжела, мать ученика седьмого класса столичной средней школы № 4, ратует за включение в программу азов… автомеханики.
— Мой Сережа увлечен автомобилями, интересуется их устройством. Часто читает литературу о ремонте машин, у него есть собственные идеи. Мечтает стать автомехаником. Да вот своего авто у нас нет, так что отец не может его поддержать, что-то подсказать. Если бы в школьную программу включили занятия по автоделу, радости сына не было бы предела.
Корреспондент «МК» узнала и мнения учащихся. Выяснилось, что большинство из них считают урок труда интересным. Девочкам особенно нравится готовить, мальчикам — работать по дереву. Многие ребята мечтают изучить устройство компьютера, а женская половина класса неравнодушна к искусству создания новых моделей одежды, батику, вышиванию бисером.
Компетентное мнение
Валентина Шарапова, методист по трудовому обучению Минского городского института развития образования
— Программа предмета «трудовое обучение» разработана и утверждена Министерством образования Беларуси. В средних школах предмет изучают с 5-го по 9-й класс, причем в 5-м, 6-м и 9-м ему отведен один час в неделю, а в 7-м и 8-м — два часа. В гимназиях уроки труда включены в программу с 5-го по 8-й класс всего по часу в неделю. На мой взгляд, этого недостаточно, хотелось бы ввести в гимназиях еще один дополнительный урок.
Елизавета БАСИК, «МК»