Час пик

Остановка «где-нибудь здесь» будет «где-нибудь там»

Малые размеры минибусов, отсутствие кондуктора, режим «остановки по требованию» приблизили водителя к пассажиру. Все это породило несколько типичных ситуаций, которые необходимо было регламентировать объявлениями. И здесь неожиданно открылся простор для творчества.
Взять, к примеру, ситуации с оплатой проезда. Объявление, которое в обязательном порядке имеется в каждой машине: «Стоимость проезда 1.850 рублей. Оплата при входе». Просто, лаконично, понятно. Но вот читаю такое пояснение: «Внимание родителей! Вне зависимости от заполнения салона неоплаченные дети берутся на руки». Что тут скажешь? Детки в транспорте либо дорого обходятся, либо создают определенные неудобства.
Тема оплаты проезда вообще одна из любимых в письменном творчестве водителей маршруток. Чего стоят такие, как выражался герой Булгакова, прочно упакованные силлогизмы: «Кто не платит, тот выходит», «Лучше маленький рубль, чем большое спасибо», «Просьба не расплачиваться мелкими деньгами: у водителя аллергия на мелочь», «Мамаши, сажайте на руки маленьких детей, а не 16-летних придурков», «Как заплатишь — так и доедешь», «Платишь сейчас — едешь потом», «Ничто так не отвлекает водителя, как неоплаченный проезд». А в одной маршрутке даже перефразировали известный лозунг, в результате получилось: «Землю — крестьянам, фабрики — рабочим, деньги — водителю».
Не менее любопытная ситуация возникает в связи с остановками. Водитель не всегда вовремя слышит просьбу пассажира об остановке, что и приводит к необходимости как-то урегулировать эту сторону взаимоотношений. Есть официальные формы обращения к пассажирам: «Пожалуйста, об остановках предупреждайте громко и заранее», «Убедительная просьба об остановках объявлять заранее» и другие. Но такие письменные призывы кажутся авторам скучными и тогда появляются на свет краткие эпистолы другого рода: «Тише скажешь — дальше выйдешь», «Остановку объявляйте так, будто вы ее проехали», «Кричите громче! Когда проедете, все равно будете орать», «Хочешь выйти, кричи!», «Говорите громче — не бойтесь разбудить водителя». Ну а самым, по мнению водителей, бестолковым адресован такой перл изящной словесности: «Остановка «где-нибудь здесь» будет «где-нибудь там».
К творчеству в маршрутках побуждают и всевозможные коллизии, которые возникают у пассажиров при входе-выходе из транспортного средства. Маршрутка — транспорт частный, а ремонт машины нынче дорог. Пассажир порой прикладывает излишние силы, захлопывая дверь. «Дверью не хлопать» — пишут самые строгие водители. Но среди них, как мы уже узнали, немало весельчаков. Они убеждают пассажиров в иных выражениях: «Кто хлопнет дверью — станет льготником»,  «Закрывайте дверь, как двери своего холодильника», «Не хлопайте дверьми, помните — это наш единственный выход», «Хлопнешь дверью — буду сниться».
Кто из нас, путешествуя в общественном транспорте, хоть раз да не читал в пути выписку из «Правил»? Строгий документ. Его стиль  усыпил не одного читателя-пассажира. Но креатив и умение пародировать официальные объявления — отличительная черта многих владельцев маршруток. И здесь полет фантазии неудержим. Вот результат: «Сидячих мест — сколько сядет, стоячих — сколько влезет», «При аварии звонить моему папе», «Огнетушитель, аптечка и туалетная бумага находятся у водителя», «Запасной выход — 5 рублей (российских. — Прим. авт.)!». Известное во всех чиновничьих кабинетах объявление «Без стука не входить» в маршрутках спародировали как «Без денег не входить». А хорошо знакомая минчанам вывеска в магазинах выглядит так: «Книга жалоб и предложений находится в следующей машине».
И конечно не смогли обойти творцы объявлений в маршрутных минибусах проблему чистоты и культуры горожан. Один из лучших, на мой взгляд, вариантов обращения к пассажирам по этому поводу: «Фисташки ешьте с кожурками, пиво пейте с бутылками». Как говорится, ни убавить — ни прибавить.

Михаил МИХАЙЛОВ, «МК»